Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)
30 культура О Б РА З Ж И З Н И № 37 (523), 10 – 16 сентября 2018 г. столичной Лермонтовской библиотеке. Тема Льва Толстого для художницы – особенная: великий писатель и его ге- рои; Лев Толстой за самоваром с Мари- ей Александровной, дочерью Пушки- на; граф пашет… (работы были пред- ставлены на Всероссийском фестивале народной игрушки в Липецке). Никогда не подумала бы раньше, что изображать своих современников мож- но не только на холсте, акварельюили в бронзе, но ещё… и в романовской игрушке! Что уж там Лев Николаевич или героиЛермонтова – Елена запечат- лела художника Юрия Татьянина вме- сте с зайцем (этих животных живопи- сец всегда изображает на своих полот- нах). Заяц и Юрий – в обнимку, в один рост – такой вот тонкий юмор. В той же серии – Кристаллина Иващенко, руко- водитель фольклорного ансамбля «Воскресение»; и там же, простите, и я, как писательница, за чашечкой кофе и с книгами. Ощущение от созерцания не- вероятное. А на одной из витрин – сама Елена в окружении пятидесяти (по числу юби- лейных лет) крошечных, с ноготок, глиняных игрушек, многие из них – звучащие. И как тут не вспомнить ма- стера Левшу – богат народ русский на таланты! Да, и ещё. Впервые на выставке Смоле- евской по соседству с глиняной игруш- кой представлены другие ремёсла, ко- торыми Елена владеет так же мастер- ски: вышивка тамбурным швом; руко- творныекуклывкостюмахДобровского района; забавные авторские персонажи из войлока и подручного материала. Сказки-рассказки Фотографии органично вписывают- ся в экспозицию. Представлен весь цикл создания произведений: добы- ча глины, замес, художник лепит игрушку и сажает её в раскалённую печь… До этой выставки я знала Елену как оригинального и вдумчивого худож- ника-исследователя. А на сей раз диви- лась и радовалась за неё как за литера- тора, собрата по пишущему цеху. К экс- позиции про Петра Великого: «Пётр Первый на заводах», «Пётр Первый на ярмарке», «Пётр Первый и купец» – Елена написала самобытные сказки. И до того они получились у неё весёлы- ми, яркими и звонкими, в живом «рус- ском духе», что не могу не процитиро- вать. «…Сунулся царь Пётр в кузню: что там такое? Видит, двое в фартуках кожаных работают, а третий в шубе стоит. Рассердился: «Так-то вы трудитесь?! Мёрзне- те, в шубы кутаетесь?» Кузнецы вытянулись перед царём в струнку, молчат. Присмотрелся царь, а это не человек вовсе, а медведь живой, настоящий. «Зверинец устроили? Развлекае- тесь?!» Мастера в ответ: «Не гневись, ба- тюшка, он хороший работник, помощник наш». Стали молотами махать наперегонки, и миша в грязь не ударил. А по заводу молва по- шла: «Любит царь Пётр Алексеевич работя- щих русских медведей!» – такая вот сказка, ду- шевная, яркая. «…Не успел Пётр отдёрнуть руку (от родника), как в неё крепко вцепились сильные пальцы неиз- вестно откуда появившегося существа, мутно бе- левшего в тёмной воде. Наступала ночь. Царя упорно тянули в воду. «Что ж, поглядим, кто кого», – решил Пётр и немного подался вперёд. Тотчас раздались плеск и хохот. Из воды показа- лась женская фигура, едва прикрытая прядями рыжих волос. «Ну что, понравилась моя водичка? Другие стороной обходят, ржавая, говорят, и того хуже ругают. А этот, смотри, повадился!» – Так она хохочет, а сама всё тянет и тянет… Пе- реборол царь русалку и открыл новый родник. «Не- обычный минеральный вкус, по всему видать, для здоровья пользительный... Надобно здесь колодезь поставить и ванны устроить на манер Европ и Франций» – провозгласил Пётр. Так и появился в Липецке первый в России курорт. «Пётр Первый и медведь» «Пётр Первый и русалка» (о том, как в Липецке появился курорт) Игрушка цвета солнца И ван Фёдорович Гункин был мастером от Бога. Гончарным мастерством владел настолько искусно, что работа его была сродни волшебству: завораживающе вертится гончарный круг, руки сначала будто нащупывают, ловят нужный момент, и вот – окунулись в глиняную массу и поплыли в ровном течении. Работал он всегда молча. Даже когда детям показывал, как игрушки делать, – ни слова. Многие образцы романовских игрушек Иван Фёдорович восстановил по памяти. Умер Иван Гункин в 1997 году, оставив богатое наследство: несколько его собственных сюжетов романовской игрушки стали классикой этого ремесла. Романовская игрушка прекрасна в своей простоте и лаконичности. Игрушка цвета солнца, просвечивающего сквозь осенние листья, и оттого создаётся впечатление лёгкости. «Глиняная» тяжеловесность уравновешена мягкостью и округлостью объёмов и нарядным декором в виде простых налепов, насечек, элементов гравировки и раскраски в два-три цвета. Почему игрушку всегда делали свистулькой? По древним поверьям, свист отпугивает злых духов. Но есть и другая причина: ребёнок, когда играет на свистульке, развивает свои лёгкие… в тему
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz