Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)

10 В В С главная тема та – в 1937 году арестовали моего папу. Казалось, сыну врага народа не место в рядах воздушной элиты. Но в дело вме­ шался случай. Однажды в школу при­ шёл инструктор из аэроклуба и с поро­ га спросил: «Ребята, кто хочет летать?». СтаршеклассникИван Томилин не про­ сто хотел, он грезил небом. Пока другие раздумывали, ведь после учёбы воспи­ танники обязались поступить в воен­ ное авиационное училище, он запи­ сался не мешкая. А вдруг получится? И ведь получилось. Спустя год он был за­ числен в Борисоглебское училище, а в 1952 году окончил его. – Семь с половиной лет я отработал ин­ структором, подготовил свыше семиде­ сяти пилотов, – рассказал полковник. – Но летать в хорошую погоду и днём, а только в таких условиях учат курсан­ тов, было неинтересно. В 1958 году мне удалось перевестись в Воронеж, здесь началась настоящая работа. Я подни­ мался в воздух днём и ночью, и в дождь, и в снег, как и положено нормальному авиатору. Однажды прилетел в Липецк – пригнал на ремонт самолёт – и влю­ бился в город без памяти. Через год пе­ ревёлся. В общем, и становление авиа­ центра, и развитие города проходило на моих глазах. Иван Григорьевич стал свидетелем ге­ роических и трагических событий. Он сдавал экзамены на руководство полё­ тами, когда разбился экипаж майора Сергея Максимовича Шерстобитова и подполковника Леонтия Александро­ вича Кривенкова. Напомним, 17 декабря 1968 года сверх­ звуковой бомбардировщик Як28 вы­ полнял тренировочный полёт. Не­ ожиданно у полностью заправленного и начиненногобоеприпасами самолёта за­ горелся левый двигатель. Опытные лёт­ чики пожар устранили, но нужна была экстренная посадка со стороны города. За несколькокилометров до взлётнопо­ садочной полосы прямо над Липецком вышел из строя правый двигатель. Це­ ной своей жизни лётчики отвели пада­ ющий самолёт от жилых зданий, заста­ вив его рухнуть на пустыре. УказомПре­ зидиумаВерховногоСоветаСССРЛеон­ тий Александрович Кривенков и Сергей Максимович Шерстобитов награждены орденом Красной Звезды (посмертно). Им было по сорок три года. –Этоя давалразрешение на запускивы­ руливание, – продолжил Томилин. –Ви­ дел, что когда машина тронулась, вспых­ нуло пламя из одного двигателя. Я сооб­ щил, чтопожар, идальше вёл с нимираз­ говор. Сегодня трудно судить, что было бы «если»… На мой взгляд, нельзя было сажать с обратным стартом… Шерсто­ битов давал команду Кривенкову ката­ пультироваться, и тот обязан был под­ чиниться. Но Леонтий ответил: «Серёга, до конца будем вместе». А ведь Кривен­ ков уже имел приказ главнокомандую­ щего о переводе в Ахтубинск на испыта­ тельную работу. Перед отъездом он уго­ ворил начальника центра немного поле­ тать. И так получилось… Карьера лётчика ни раз совершала кру­ тые виражи, то резко набирая высоту, то пикируя вниз. В шестидесятые чуть не вошла в штопор. Хрущевское сокра­ щение армии должно было затронуть и Томилина, но ему повезло – оставили. С 1982 года шесть лет он прослужил в Германии. – Учил немцев летать на новых самолё­ тах, – пояснил полковник. – Сперва на МиГ21, потом на МиГ23. Когда вер­ нулся, направляли в столицу. А я попро­ сился в Липецк. Руководители удивля­ лись: «Все в Москву рвутся, а ты наобо­ рот». Что я мог сделать?Жена не хотела. Впрочем, не жалею. До начала девяно­ стых я был начальником учебного отде­ ла Липецкого авиацентра. Потом ушёл на пенсию, но меня уговорили вернуть­ ся и сделали старшим лаборантом по электронике ещё на девять лет. Восемь тысяч восемьсот полётов, пять тысяч пятьсот часов налёта, двадцать пять видов самолётов (от У2 до МиГ­ 29), орден Красной Звезды, орден «За службу Родине в Вооружённых Силах» III степени – заслуг Ивана Григорьеви­ ча хватило бы на несколько биографий обычных людей. – Да нет в этом ничего особенного, – удивляется Томилин. – Я просто любил летать. . Мария ЗАВАЛИПИНА, Николай ЧЕРКАСОВ (фото) Совет ветеранов Липецкого авиацентра по традиции в День ВВС возложил цветы к могилам погибших лётчиков № 33 (519), 13 – 19 августа 2018 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz