Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)
10 В В С главная тема та – в 1937 году арестовали моего папу. Казалось, сыну врага народа не место в рядах воздушной элиты. Но в дело вме шался случай. Однажды в школу при шёл инструктор из аэроклуба и с поро га спросил: «Ребята, кто хочет летать?». СтаршеклассникИван Томилин не про сто хотел, он грезил небом. Пока другие раздумывали, ведь после учёбы воспи танники обязались поступить в воен ное авиационное училище, он запи сался не мешкая. А вдруг получится? И ведь получилось. Спустя год он был за числен в Борисоглебское училище, а в 1952 году окончил его. – Семь с половиной лет я отработал ин структором, подготовил свыше семиде сяти пилотов, – рассказал полковник. – Но летать в хорошую погоду и днём, а только в таких условиях учат курсан тов, было неинтересно. В 1958 году мне удалось перевестись в Воронеж, здесь началась настоящая работа. Я подни мался в воздух днём и ночью, и в дождь, и в снег, как и положено нормальному авиатору. Однажды прилетел в Липецк – пригнал на ремонт самолёт – и влю бился в город без памяти. Через год пе ревёлся. В общем, и становление авиа центра, и развитие города проходило на моих глазах. Иван Григорьевич стал свидетелем ге роических и трагических событий. Он сдавал экзамены на руководство полё тами, когда разбился экипаж майора Сергея Максимовича Шерстобитова и подполковника Леонтия Александро вича Кривенкова. Напомним, 17 декабря 1968 года сверх звуковой бомбардировщик Як28 вы полнял тренировочный полёт. Не ожиданно у полностью заправленного и начиненногобоеприпасами самолёта за горелся левый двигатель. Опытные лёт чики пожар устранили, но нужна была экстренная посадка со стороны города. За несколькокилометров до взлётнопо садочной полосы прямо над Липецком вышел из строя правый двигатель. Це ной своей жизни лётчики отвели пада ющий самолёт от жилых зданий, заста вив его рухнуть на пустыре. УказомПре зидиумаВерховногоСоветаСССРЛеон тий Александрович Кривенков и Сергей Максимович Шерстобитов награждены орденом Красной Звезды (посмертно). Им было по сорок три года. –Этоя давалразрешение на запускивы руливание, – продолжил Томилин. –Ви дел, что когда машина тронулась, вспых нуло пламя из одного двигателя. Я сооб щил, чтопожар, идальше вёл с нимираз говор. Сегодня трудно судить, что было бы «если»… На мой взгляд, нельзя было сажать с обратным стартом… Шерсто битов давал команду Кривенкову ката пультироваться, и тот обязан был под чиниться. Но Леонтий ответил: «Серёга, до конца будем вместе». А ведь Кривен ков уже имел приказ главнокомандую щего о переводе в Ахтубинск на испыта тельную работу. Перед отъездом он уго ворил начальника центра немного поле тать. И так получилось… Карьера лётчика ни раз совершала кру тые виражи, то резко набирая высоту, то пикируя вниз. В шестидесятые чуть не вошла в штопор. Хрущевское сокра щение армии должно было затронуть и Томилина, но ему повезло – оставили. С 1982 года шесть лет он прослужил в Германии. – Учил немцев летать на новых самолё тах, – пояснил полковник. – Сперва на МиГ21, потом на МиГ23. Когда вер нулся, направляли в столицу. А я попро сился в Липецк. Руководители удивля лись: «Все в Москву рвутся, а ты наобо рот». Что я мог сделать?Жена не хотела. Впрочем, не жалею. До начала девяно стых я был начальником учебного отде ла Липецкого авиацентра. Потом ушёл на пенсию, но меня уговорили вернуть ся и сделали старшим лаборантом по электронике ещё на девять лет. Восемь тысяч восемьсот полётов, пять тысяч пятьсот часов налёта, двадцать пять видов самолётов (от У2 до МиГ 29), орден Красной Звезды, орден «За службу Родине в Вооружённых Силах» III степени – заслуг Ивана Григорьеви ча хватило бы на несколько биографий обычных людей. – Да нет в этом ничего особенного, – удивляется Томилин. – Я просто любил летать. . Мария ЗАВАЛИПИНА, Николай ЧЕРКАСОВ (фото) Совет ветеранов Липецкого авиацентра по традиции в День ВВС возложил цветы к могилам погибших лётчиков № 33 (519), 13 – 19 августа 2018 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz