Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)

34 гид З А П О В Е Д Н О Е М Е С Т О № 27 (461), 26 июня – 2 июля 2017 г. так же может стать туристической изюминкой. Сегодня труппа театра «Русский балет» – это более семидесяти танцовщиков. Среди них заслуженные артисты Рос- сии, участники и победители междуна- родных конкурсов. В Липецкой поста- новке заняты Юлия Звягина (Одетта – Одиллия), Мстислав Арефьев (принц Зигфрид), Артём Кудряшов (злой вол- шебник Ротбарт)… О чём балет «Лебединое озеро»? Ко- нечно, о любви. Но ещё – о подмене по- нятий, о заколдованной, закрытой от людей красоте, способной освободить- ся от власти чародея только благодаря благородству влюблённого сердца. О смертельной опасности предательства, пусть и непреднамеренного, совершён- ного по неведению. Инициатива заказать балет со сказоч- ным сюжетом Чайковскому исходила от дирекции императорских театров. В 1875 году Пётр Ильич взялся за это не- обычное для серьёзного композитора дело. Предложенное ему либретто Владимира Бегичева и Василия Гель- цера основывалось на международном мотиве – легендах о заколдованных девушках, превращённых в лебедей. Любопытно, что за четыре года до это- го, в 1871 году, Пётр Ильич Чайков- ский создал детский одноактный балет «Озеро лебедей». Возможно, именно композитору принадлежала идея ис- пользовать лебединый сюжет и в боль- шом балете. Тема всепобеждающей любви, торжествующей даже над смер- тью, была так же близка Чайковскому. Премьера «Лебединого озера» состо- ялась 4 марта 1877 года на сцене Большого театра. Спектакль прова- лился и через некоторое время сошёл со сцены. Второе дыхание балет получил двад- цать лет спустя уже после смерти ком- позитора. За его постановку взялись ге- ниальные балетмейстеры, учитель и ученик: Мариус Петипа и Лев Иванов. 15 января 1895 года в Петербуржском Мариинском театре состоялась пре- мьера, давшая долгую жизнь «Лебеди- ному озеру». Балет на протяжении XX века шёл на многих сценах в различных интерпретациях, даже с хеппи-эндом, когда в финале белая лебедь – Одетта – не погибает. В Сезёново «Русский балет» предста- вил классический вариант «Лебедино- го озера» с небольшими нюансами, то есть с вкраплениями в традиционную сценографию природного антуража, лодки, на которой принц Зигфрид при- плывает во дворец. Для русского народа лебедь – птица символическая, как и сокол. Визан- тийский историк X века Константин Багрянородный свидетельствовал, что Лебедией называлась территория, где жили древние руссы. Велимир Хлебников считал, что Лебедия – это весь степной край между Доном и Волгой. Одно из своих утопических произведений он назвал «Лебедия бу- дущего» – это о России завтрашнего (для него) дня. Великая музыка, легендарное сказание, противостояние белого лебедя и чёр- ного, как борьба добра и зла, жизни и смерти, несказанная красота природы и отражённые по утрам в воде церков- ные купола, одна из лучших балетных трупп мира – это «Лебединое озеро» по-липецки. Кому-то важно здесь при- общение к высокому искусству, кому- то необходимо духовное укрепление. Ведь в итоге и культура, и вера право- славная – всё это «работает» на челове- ческую душу, на её взросление, на фор- мирование истинных ценностей и об- лагораживание личности. . Евгения ИОНОВА, Ольга БЕЛЯКОВА (фото) В январе 1895 года балетмейстеры Мариус Петипа и Лев Иванов поставили на сцене Мариинского театра балет «Лебединое озеро» на музыку Петра Чайковского «Пётр Ильич Чайковский». Репродукция с картины художника Ильяса Айдарова «Лебединое озеро»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz