Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)
32 культура П Е Р С О Н А Я чувствую, что выступая с концерта- ми, тем же самым молодым виолонче- листам могу принести намного больше пользы, нежели напутствиями. Хотя была у меня одна ученица – кореянка Чан Хан На. Когда мы начали общать- ся, ей было девять лет. Вот с ней я ощу- тил, что значит родство или переселе- ние душ. В двенадцать лет она получила первую премию на конкурсе Ростропо- вича – так что, быть может, я с ней от- дал долг своему учителю. Но теперь она бросила виолончель и встала за дири- жёрский пульт! Так что преподавать я опасаюсь… – Фестиваль имени Хренникова откры- вал Большой симфонический оркестр имени Чайковского. Так вот дирижёр Владимир Иванович Федосеев посетовал в нашем разговоре, что ушло время гени- ев… Вы выступаете в уникальной бро- ши, состоящей из нескольких редких камней… – К моему большому огорчению, в Ли- пецке я выхожу на сцену без неё. – Украли? – Нет! Слава Богу. Ей двести пятьдесят лет. Она поломалась, до сих пор не могу найти мастера. – Но вопрос не о брошке. А о том, могли бы вы назвать несколько имён музыкан- тов, которых можно считать бриллианта- ми или рубинами современного исполни- тельства? Ради кого вы, например, по- жертвуете тремя часами, что могли бы провести с детьми? – С удовольствием пошёл бы на кон- церт Жени Кисина (выдающийся пиа- нист современности, – Прим. ред. )… Я не пессимист, но согласен с Владими- ром Ивановичем… Сорок пять лет на- зад я поклялся никогда никого не су- дить. Но в две тысячи пятнадцатом на- рушил данное себе слово и вошёл в со- став отборочной комиссии конкурса имени Чайковского по специальности виолончель. Было очень тяжело, слу- шал некоторых участников и думал: пора уходить на пенсию. Уровень про- фессиональный – высочайший, вы- брать лучшего никак не мог. Кстати, и не угадал, кто победит. Ребята шли ноз- дря в ноздрю, разница между первым и четвёртым местом – в миллиметрах, в микронах. Когда меня выбрали, чтобы я объявил результаты второго тура, клянусь, так волновался, как не трепе- тал даже в шестьдесят шестом году, ког- да сам был лауреатом конкурса Чай- ковского. Об этом я сказал и ребятам. И добавил, что проигрыш на конкурсе – это не конец жизни. Я-то это точно знаю! Есть масса примеров, когда никто не помнит победителей – любят лично- стей. Недавно я был в жюри конкурса Королевы Елизаветы. И там тоже со- ревновались достойные музыканты. Но чтобы у меня дух захватило, как на выступлениях того жеЖени Кисина, не случилось. К сожалению… Когда в дет- стве июности я произносил имяМстис- лава Ростроповича, у меня шея болела, настолько сильно я его боготворил и смотрел постоянно снизу вверх. С Пя- тигорским у меня аналогично сложи- лись очень тёплые человеческие отно- шения. С Леонардом Бернстайном (ве- ликий американский дирижёр , – Прим. ред. ) мне посчастливилось сыграть бо- лее двадцати концертов. Это имена из прошлого, которые никогда не будут забыты… Но тем не менее и сейчас не- мало великолепных исполнителей, ко- торых я слушаю с удовольствием. – Отвлечёмся немного от музыки. Вы, как и Иосиф Бродский, узнали, что такое со- ветская тюрьма, ссылка. Что чувствует без пяти минут выпускник Московской консерватории, мальчик с оголёнными подушечками пальцев и трепетной ду- шой, когда за ним захлопываются с ляз- гом тюремные ворота? В этот момент му- зыка внутри замолкает? – Ни в коем случае! Если бы замолчала музыка, я бы погиб. Ситуация была не- простая… Это сейчас, по прошествии многих и многих лет, я говорю, что ни о чём не жалею и даже где-то благодарен судьбе и советской власти, могу спо- койно об этом вспоминать. Действи- тельно, для получения консерватор- ского диплома оставалось сдать только два экзамена, третий – камерный ан- самбль – мне зачли заранее. Я безумно везучий человек! Ведь всё могло обер- нуться иначе… – Несмотря на то, что диплом об оконча- нии ведущего музыкального вуза мира вам так и не дали, но зато вы получили са- мое что ни на есть высшее образование… – Точно-точно: это и Ростропович с Пя- тигорским, это и Бутырская тюрьма с принудительными работами в Горь- ком, это и два месяца в сумасшедшем доме и высылка из страны… Это встре- чи с самыми выдающимися музыканта- ми, возможность исполнять только ту музыку, что люблю. Так что мой опыт – это лучшая школа! – Вы отмечаете два дня рождения. С того седьмого ноября семьдесят второго вы действительно решили забыть прошлое и начать жизнь заново? – Забыть? Это невозможно… После отъезда я действительно начал всё с начала. Яже в то время не знал никако- го языка, кроме русского, два года вио- № 25 (459), 12 – 18 июня 2017 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz