Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)
31 культура П Е Р С О Н А всего мира. Как рассказывает сам Миша, играть на виолончели он начал после того как бросил курить – в во- семь лет. Почему выбрал именно этот инструмент – ответить затрудняется, объясняет, что таким образом хотел сделать семейное трио: на фортепиано играла сестра, брат – на скрипке, не хватало только виолончелиста. Трио не состоялось – старший брат влюбился в орган. Любовь же Майского-младшего к виолончели год от года крепла, она даже перебила фанатичное увлечение футболом (хотя эта игра всех времён и народов из жизни музыканта не ушла: Михаил остаётся яростным болельщи- ком, а его мальчики даже занимаются в футбольных школах). Ему пророчили блестящее будущее: выигранные конкурсы, учёба в Ленин- градской и Московской консерватори- ях… Но за несколько месяцев до полу- чения диплома Миша оказался в Бу- тырской тюрьме, а затем на работах в Горьковской (ныне Нижегородской) области. Сам он считает, что таким об- разом советская власть отомстила ему за отъезд сестры в Израиль. Полтора года Майский трудился на строитель- стве целлюлозно-бумажного комби- ната под Горьким в посёлке Прав- динск, где выпускали бумагу для газе- ты «Правда». Так что цену правде он знает как никто другой. Но осенью 1972 года его вернули сначала в Мо- скву, а затем выдворили из страны. С тех пор Михаил Майский считает 7 но- ября 1972 года свои вторым днём рож- дения. Сейчас Михаил Майский – гражданин Израиля, отец шестерых детей, рож- дённых в двух браках (со старшей доче- рью Лили музыкант выступал в Липец- ке). Он –желанный гость на самых пре- стижных площадках мира. 10 июня со- стоялся его единственный камерный концерт в Липецке на V Международ- ном фестивале имени Хренникова, ко- торый проводится Липецкой филармо- нией при поддержке администрации Липецкой области, регионального управления культуры и туризма, Ми- нистерства культуры РФ в рамках меж- дународной программы «Перекрёсток культур», реализуемой в соответствии с поручениемПрезидента России Влади- мира Путина. Накануне выступления всемирно известный музыкант дал ин- тервью нашему журналу. Миша встретил нас в гримёрке Област- ного центра культуры, народного твор- чества и кино и первым делом предло- жил посмотреть фотографии детей с комментариями: «Вот, что я делаю луч- ше всего». – А на каком языке вы дома с детьми раз- говариваете? – По-английски… К сожалению. Я по- стоянно в разъездах, а мама наша по- русски не говорит, она с севера Италии, поэтому её родными языками являют- ся итальянский и немецкий, которым она чуть-чуть обучает детей. – Михаил Леопольдович, вы часто гово- рите о себе как о космополите, человеке мира. Но ведь у человека должна быть родина, где он сам родился, или появи- лись на свет его дети. У вас же всё пере- путано: вы родом из Советской Латвии, гражданин Израиля, живёте в Бельгии, ваши дети родились в разных странах мира. И всё-таки, где ваша корневая точ- ка на планете? – Сначала нужно выяснить, на какой планете… Честно говорю, что не знаю, откуда я (поднимает руки и взгляд в небо)… – Получается, что вы – человек музыки. – Верно! У меня нет корней в общепри- нятом понимании. – А вам важны национальные истоки му- зыки? Или достаточно одной мелодии, имени композитора, реализации испол- нительской? – Конечно, мне важно знать, чьё произ- ведение я исполняю, где зародилась та или иная музыка, какие традиции вли- яли на композитора. Естественно, ког- да играю русскую музыку, моя душа от- крывается, и я чувствую себя дома. Но не менее интересно исполнять сочине- ния французских, немецких и особенно испанских авторов. Я принципиально делюсь только той музыкой (Михаил делает паузу, подбирая слова, и извиня- ется, что думает на английском и при- ходится самому себе переводить) , в ко- торую влюблён. В русском языке есть ёмкое слово «люблю», но оно не подхо- дит к данному контексту, а в англий- ском у него несколько значений. Так что влюблён – это что-то приемлемое. Всё зависит о того, какую цель пресле- дует исполнитель. Если достичь только ушей – это первая ступень. Следующая – затронуть через звуки сознание. Ты- сячи музыкантов играют очень чисто и правильно, но выше не поднимаются. И лишь единицы достигают эмоцио- нального контакта со слушателями, проникнув в их души и сердца. Я убеж- дён, что мелодия у музыкантов должна исходить не из-под пальцев, не из ин- струмента, а только лишь из сердца! И делать всё нужно с любовью. Словами объяснить это трудно, но после концер- та иногда люди испытывают нечто та- кое, что запоминается на всю жизнь. – Я с изумлением узнала, что вы не пре- подаёте. При этом только в вас – един- ственном – соединились две великие школы Ростроповича и Пятигорского. Быть может, моя формулировка вопроса вам и не понравится. И всё же мне кажет- ся, что вы двум своим учителям должны. А отдать долг можно только через учени- ков, то есть стать продолжателем дела… – Нет, нет, всё верно. Это правильное определение… Только в таком случае нужно ещё и определиться с понятием школы и преподавания. Когда после концерта за кулисы ко мне приходят молодые виолончелисты и спрашива- ют: даю ли я уроки? – всегда отвечаю: только что, выступая, пытался это сде- лать, то есть поделиться всем, что знаю, умею и люблю. Каждый человек обла- дает достоинствами и недостатками. И редко кто умеет делать всё одинаково идеально – это удел гениев. Среди нас достаточно тех, кто думает так про себя, в этом-то и проблема. Главное, понять: в чём ваш талант, а в чём вы уступаете большинству людей, и заниматься тем, что у вас получается лучше… Я вот де- лаю детей, а в свободное время играю на виолончели!.. Наверное, поэтому в отличие от большинства коллег я и не дирижирую. Хотя мастер-классы ино- гда организовываю, причём чаще всего – в Интернете. Жизнь очень коротка и силы человеческие не безграничны. Нужно попытаться самореализоваться. Миша МАЙСКИЙ: Я убеждён, что мелодия у музыкантов должна исходить не из-под пальцев, не из инструмента, а только лишь из сердца! И делать всё нужно с любовью. Словами объяснить это трудно, но после концерта иногда люди испытывают нечто такое, что запоминается на всю жизнь № 25 (459), 12 – 18 июня 2017 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz