Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)
31 культура Ф Е С Т И В А Л Ь № 24 (458), 5 – 11 июня 2017 г. годня я вижу, как оживает, просыпает- ся наша Россия, как восстаёт культура, как мощно заявляет о себе наша моло- дёжь. А какие талантливые дети рож- даются у нас на Родине! Это всё мне, че- ловеку, прожившему уже очень боль- шую и непростую жизнь, внушает уве- ренность, что Россия не погибнет, она снова эталон культуры и духовности. Мы всегда выполняли задачи, непо- сильные другим. Сейчас нет ни одного оркестра в мире, где на первых партиях не выступали бы русские музыканты. Мы часто гастролируем за рубежом. Особенно трепетно к русской музыке относятся в Японии. Так вот, у них в каждом городе есть клубы русской пес- ни – японцы берут блокнотики, запи- сывают в них наши песни иероглифа- ми и поют. –Несколько лет назад в Вене оркестр име- ни Чайковского признали «последним ба- стионом оркестровой культуры». С одной стороны– красиво и правильно, а с другой – жалко, хотелось бы продолжения… – Из нашей повседневной жизни ушло понятие качества. Народ принимает всё, что несут ему со сцены, но уже не понимает, что во многом там – техни- ка, эффектное современное исполни- тельство, но никак не качество. Проис- ходит замена глубины на нечто внеш- не яркое. Это больно и опасно. Исчез- ли гении. Искусство деградирует во всём мире. Мы теряем школу. Поэтому главная задача Большого симфониче- ского оркестра имени Чайковского – качественные выступления. Пусть мы реже появляемся на экранах телевизо- ров, на концертных площадках, зато все знают – мы качественно исполня- ем великуюмузыку, стараемся добить- ся срастания с природной народной основой музыкального произведения! Вся надежда – на детей. Они восстано- вят нашу культуру. Тех, кто идёт нам на смену, и рождает провинциальная Россия. – Критики по всему миру утверждают, что вы прекрасно чувствуете национальный нрав исполняемой музыки, причём не только русской. Секрет в том, что вы начи- нали как народник и впервые встали за дирижёрский пульт именно оркестра на- родных инструментов? – Вся классическая музыка зиждется на народной. Это питательная среда для нас всех. Я горжусь тем, что вырос в на- родной среде, воспитывался на русской, православной традиции. Считается, что русские наиболее проникновенны в лю- бую культуру. Глинка жил в Испании, писал испанскую музыку и стал поисти- не испанским композитором. Свиридов создалромансына стихиБёрнса. ВШот- ландии его считают своим. А вот обрат- ных примеров нет. Наша нация очень глубоко погружается в любое простран- ство, в том числе и в музыкальное. – Патриарх Кирилл считает, что попытка переформатировать классику разрушает мир, меняет местами зло и добро. И вас он назвал истинным хранителем классиче- ской школы. А как отличить переформа- тирование от интерпретации? – Всё дело – в воспитании. Повторюсь, что я воспитан на народной красивой музыке. Для меня преподношение му- зыки является естественным! Это слож- ный процесс. Чтобыполюбить интерна- циональное, нужно любить националь- ное. Не полюбишь своё – не примешь чужое. Этомоё кредо. Ивмузыке также. – Вы считаете свою профессию уникаль- ной и сетуете, что сейчас в неё приходят случайные люди, низводящие дирижиро- вание до уровня хобби. А выдающийся пианист Борис Березовский отказывает дирижёрам в праве быть: мол, хороший музыкант и без руководства обойдётся. Что это? – Не знаю, не знаю... Неделю назад я с Борисомиграл в Япониифортепианный концерт Чайковского. И он мне ничего такого не говорил. Быть может, ему не попадались хорошие дирижёры? (сме- ётся) – Владимир Иванович, вы ведёте за собой огромный коллектив, отвечаете не только за творческую сторону, но и за бытовую, причём каждого из музыкантов. Ответьте на такой вопрос: почему история знает президентов-актёров, а вот президентов- дирижёров ещё не случалось? – Знаете, сегодня, когда против нас объ- явлены санкции и политическая обста- новка накалена, дирижёры становятся если не президентами, то послами до- брой воли. Нас принимают как дорогих гостей. Своим искусством мы подавля- ем глупость и жестокость. Так что мы сильнее политики. А значит, властные кресла–не нашудел. Помните, Николай Васильевич Гоголь сказал: «Что бы было с нами, если бы музыка нас поки- нула». Об этом в том числе должныпом- нить и президенты. -Т ихон Николаевич Хренников, безусловно, занял своё место в истории искусства. Я считаю, что он создал музыку, которая никогда не будет забыта. Уж его песни – точно. Он достиг огромных высот в этом жанре, что признают все исполнители – и российские, и зарубежные. Я исполнял «Московские окна», колыбельную Лёньки из оперы «В бурю». К сожалению, его оперы, такие как «Мать», сегодня не ставят – ушла тематика, которая тогда волновала и композитора, и писателя. Я не удивлюсь, если молодые люди через несколько лет не будут даже читать роман Максима Горького «Мать», как нынешние студенты музыкальных вузов уже не слушают оперы Хренникова. Когда я учился в консерватории имени Чайковского, то встречал Тихона Николаевича в коридорах и дважды бывал у него на уроках по композиции. На занятиях все садились за рояль и разбирали произведение какого-нибудь студента. А Тихон Николаевич давал советы – всегда доброжелательно, если он делал замечания, то только по делу. Никакого менторского, профессорского тона – тихо, сдержанно, интеллигентно. В консерватории мы ходили по тем же коридорам, что и Чайковский, Хренников, Рихтер, мы впитывали в себя не только великую музыку, но и становились наследниками классиков. Нам, современникам Тихона Николаевича, повезло соприкоснуться с такими мощными фигурами, как он. Я знаю, что Хренников многим помогал, но я так и не решился к нему обратиться. И тем не менее он оставил во мне свой след и как человек, и как композитор. в тему Наследники классиков Александр Науменко, ведущий солист Английской национальной оперы, главный коуч по русскому репертуару в Королевском театре «Ковен- Гарден», композитор, музыковед
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz