Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)

48 Г И Д К А Л Е Н Д А Р Ь г и д К АЛ ЕНД АРЬ 1837 год. Писатель Николай Успенский родился в селе Ступино Тульской области, в семье сельского священника. Детские и юношеские годы он провёл в селе Шипово (ныне Становлянский район). Учился в Тульской духовной семинарии, в Петер­ бургской медико-хирургической акаде­ мии, а затем на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Литературная деятельность Николая Ва­ сильевича началась в 1857 году: на стра- 3 0 мая Народный учитель к 145-летию со дня рождения Антонины Николаевны Сафоновой 1872 год. Родной город Антонины Сафоновой - Елец. Здесь она окончила Елецкую женскую гимназию со званием домашней учительницы. Всемнадцать лет начала работать в первом Елецком мужском (приходском) училище. Одно­ временно она вела занятия по русской грамматике, арифметике и естествознанию в воскресной школе для рабочих. По её инициативе в школе была создана профсоюзная организация для взаимо­ помощи учителей, в которой Антонина Николаевна двенадцать лет была замести­ телем председателя. 1 2 июля 1897 года в Ельце по инициативе Сафоновой открыли первую библиотеку. Она также принимала деятельное участие в организации книж­ ного склада для народа, с которого книги продавались, рассылались по почте. В Первую мировую войну Антонина Нико­ лаевна организовывала сбор средств для беженцев, помогала сиротам. Сразу после Октябрьской революции Сафонова обратилась к учителям Ельца с призывом: «...Помогать советской власти строить новую жизнь, новую школу». Она стала первой женщиной в городской думе Ельца, руководила комиссией по народно­ му образованию. При её участии в Ельце в 1918 году создали музей наглядных пособий при городском отделе народного просвещения, сегодня это один из лучших музеев в области - краеведческий. В 1918 году Михаил Пришвин, работавший 49 8 п о д го т о в к е м а т ер и а л о в и сп о л ь з о в а н ы с б о р н и к « Со б ы т и я и д а т ы Л и п е ц к о г о к р а я н а 2 0 1 7 го д » и о т к р ы т ы е и ст о ч н и к и , ф о т о с с а й т а ги . W ik iped i a , о гд . Р и с у н к и И р и н ы Ч е м я к и н о й А н т о н и н а Н и к о л а ев н а С а фо н о в а с у ч е н и к а м и с в о ей ш к о л ы (Ф о т о 1 9 2 9 г о д а и з ф о н д о в Ел е ц к о г о к р а е в е д ч е с к о г о м у з е я ) некоторое время в Елецкой гимназии, писал в своём дневнике об этой учительнице: «12 окт. Антонина Ник. Сафонова, учитель­ ница математики, онаживёт, ежедневно ре шая задачи всёновые и новые, на каждый день и час новые задачиу этой обществен­ ной деловой женщины, решаются задачи ею верно и точно, а в душе остаются не­ известные, её душа - половинауравнения, где находятся все неизвестные, еёжизнь - половина, где всёясно решается. Теперь дороги люди, с которыми жить хорошо, а она такой человек». 29 ок тября 1934 года А.Н. Сафоновой (первой в Липецкой области) Президиум ВЦИК присвоили высокое звание Героя Труда. Она была делегатом от Ельца на VI I I Чрезвычайном Всесоюзном съезде Сове­ тов, принявшем Конституцию СССР (1936 и на XVI I Чрезвычайном Всероссийском съезде Советов (1937). В 1941 году, в самом начале Великой От­ ечественной войны, Сафонова ухаживала за ранеными в госпитале, который работал при её школе. Сродным городом Антонина Николаевна Сафонова рассталась в пер­ вый и последний раз перед оккупацией Ельца фашистами в начале декабря 1941 года. Она была вынуждена пройти трудны­ ми дорогами эвакуации вместе с ельчанка- ми и их детьми до Пензенской области, где 8 сентября 1943 года перестало биться её сердце. В 1967 году на здании школы в Ельце, где Антонина Николаевна проработала пятьдесят лет, установили мемориальную доску. Шестидесятник девятнадцатого века к 180-летию со дня рож дения Николая Васильевича Успенского ницах журнала «Сын отечества» были опу­ бликованы его первые рассказы «Старуха» и «Крестины». С1861 года писатель стал постоянным автором «Современника», печатая свои произведения под общим названием «Очерки народного быта». В 1861 году был издан первый сборник его рассказов, главная тема которых - нищета и бесправие крестьян. Писатель первым в русской литературе критически отметил их духовную неразвитость и рутинность мышления. Глубоко реалистический ха­ рактер рассказов писателя, раскрывавших истинное положение крестьянства, обе­ спечил им успех. Дальнейший жизненный путь Успенского был запутанным и противоречивым. После разрыва с Некрасовым и «Современни­ ком» (поличным мотивам) он преподавал русский язык и словесность в Яснопо­ лянской школе, в уездных училищах и гимназиях. В это время он пишет повести «Юрская формация», «Следствие», «Фёдор Петрович», «Старое по-старому». Боль­ шинство его произведений уже былого успеха не имели. Перо писателя потеря; о свою остроту. Педагогические занятия Успенского кончились отставкой. С188' года, после смерти жены, писатель жил t голоде и нужде, бродяжничал. 2 ноя б рг 1889 года в Москве Николай Bacильeви^ наложил на себя руки. Творчество Успенского было предметом острых споров в литературной критике ЯХ века. Со статьями о нём выступали Чер­ нышевский, Достоевский, Михайловский. Среди многочисленных рецензентов - име­ на выдающихся уроженцев липецкого края - И.А. Бунина и Г.В. Плеханова. Георгий Валентинович наиболее точно определил место Николая Успенского в истории русской литературы: «Это был типичный представитель эпохи бО-х годов, взявший­ ся за изображение народного быта... Он сочувствовал народу именно по-своему,то есть как «просветитель», то есть как чело­ век, не чувствующий никакой надобности в идеализации отсталой массы». № 22 (А56), 22 - 28 мая 2017 г. 3 0 мая июня Археограф русского былинного эпоса к 225-летию со дня рождения Константина Фёдоровича Калайдовича 1 '92 год. Историк, археограф К.Ф. Калайдович родился в Ельце в семье врача. Учился в -.лецком народном училище, в Киевской духовной академии, в гимназии Московского у| иверситета. Окончив в 181 0 году Московский университет, Константин Фёдорович Bi шёл в кружок графа Н.П. Румянцева, ставший первым в России крупным центром а[ хеографии. Он также принимал деятельное участие в работе Московского общества ш гории и древностей российских, общества испытателей природы. Комиссии печата- Н 1 я государственных грамот и договоров. В 181 2 году, когда началась Отечественная вс йна, Константин Фёдорович вступил в московское ополчение. С 814 года он служил в Московском архиве иностранной коллегии. Год Константин Фё- дс ювич провёл послушником в Песношском монастыре. После этого он жил в Калуге, ГД нашёл ценную рукопись Кирши Данилова «Древние российские стихотворения» и из 1 ВЛ её с обстоятельным предисловием. Это был первый опыт исследования русского 6ь тинного эпоса. В 1817-1818 годах К.Ф. Калайдович участвовал в археографической эк педиции по изучению монастырских библиотек, где им были сделаны такие крупные на одки, как «Судебник Ивана I I I» и знаменитый «Святославов изборник 1 073 года». С13 25 года Член-корреспондент Петербургской Академии наук К.Ф. Калайдович сы- гр, л большую роль в выработке научных приёмов издания источников. Он стал автором мн тгочисленных исследований по славяноведению, археологии, дипломатике, палео- гр; фии, археографии. С1815 по 1 824 год издал «Русские достопамятности», «Законы ве; икого князя Ивана I I I и судебник царя Ивана IV» (1819), «Памятники российской сж весности XI I века». Сочинение К.Ф. Калайдовича «Иоанн, экзарх болгарский. Ис­ следование, объясняющее историю славянского языка и литературы в IX и Xстолетиях» по новизне материала и основательности выводов считается одним из самых значи- телзных русских трудов по славянской филологии. Кон стантин Фёдорович умер в 183 2 году в Москве. С1998 года в Елецком государствен­ ное университете проводят межвузовские научно-методические чтения памяти К.Ф. Калайдовича. I И Ю НЯ Липецкий метод обучения безошибочному письму к 100-летию со дня рож дения Константина Александровича Москаленко Лето начинается с защиты детей 1950 год. Впервые был проведён Между­ народный день защиты детей. Вторая мировая - самая разрушительная из всех войн в истории человечества. Она боль­ нее всего ранила детские души. Но вот война закончилась, постепенно на месте пепелищ стали строить новые города и сёла. Слово «выжить» в сознании людей заменилось словом «жить». Опыт тех кро­ вопролитных лет не прошёл бесследно. Военное поколение всерьёз задумалось о безопасности человеческой жизни. Осо­ бенно детской. В Париже в ноябре 1949 года Международная демократическая федерация женщин приняла решение: ежегодно 1 июня отмечать День защиты детей. ООН поддержала эту инициативу и объявила защиту прав жизни и здоровья детей приоритетным направлением своей деятельности. У ч е н и к и , с о ра т н и к и и п о с л ед о в а т ел и К .А. М о с к ал ен к о н а п ед а г о г и ч ес к и х ч т ен и я х , 1 9 9 9 г о д . Ф о т о с са й т а sc 3 L i p e t sk . r u 1917 год. Константин Москаленко родился вВоронеже. После окончания учительских ЗДсов он преподавал в школе, работал директором, школьным инспектором в Рос­ сошанском районе Воронежской области. ^ 194 2 году добровольцем ушёл на фронт Велик ой Отечественной. 24 июня 1945 содаМоскаленко был участником Парада Победы на Красной площади, награждён пятьюмедалями. После войны Константин ^ ександрович работал в Ульяновской об­ ласти. В 195 0 году он переехал в Воронеж, пвончил аспирантуру при педагогиче­ скоминституте, защитил кандидатскую диссертацию. С1954 года жил в Липецке, был заведующим кафедрой педагогики и психологии Липецкого государственного педагогического института (ныне ЛГПУ). В 1959 году в журнале «Народное образо­ вание» была опубликована статья К.А. Москаленко «Как должен строиться урок», вызвавшая широкий резонанс в стране. В начале 1960-х годов он раз­ работал принципиально новую методику обучения русскому языку - структурное правописание. В начальных классах за один год по этому методу ученики свобод­ но усваивали программу двух лет обуче­ ния. Эксперименты К.А. Москаленко легли в основу знаменитого «липецкого метода» учителей-новаторов. Его тридцатилетняя работа в Липецком пединституте и помощь учителям в организации урока отмечены орденом Трудового Красного Знамени, ме­ далями, присуждением званий «Отличник просвещения СССР», «Отличник народного просвещения РСФСР». Умер Константин Александрович 30 сентября 1984 года. Его именем названы улица и средняя школа N 23 в Липецке, где проводился экспери­ мент по внедрению его педагогической системы. Сцелью поддержки педагоги­ ческого новаторства в Липецкой области учреждена ежегодная областная премия имени К.А. Москаленко. № 22 (456), 22 - 28 мая 2017 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz