Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)

31 культура М А Э С Т Р О – Это не я выбрал, а отец. Принёс ин- струмент, поставил и не велел трогать. А какой же мальчишка устоит перед за- претным плодом? Когда аккордеон ока- зался в моих руках, понял сразу и на- всегда – это моё! Так что отцовская так- тика имела успех. Отец Алексей Тихонович Селявкин был мастером, каких в стране по паль- цам можно пересчитать. Для него ни- чего невозможного не было. Высоко- квалифицированный рабочий-станоч- ник, во время войны в Узбекистане де- лал самолёты. А в свободное от работы время – елецкие рояльные гармошки, на которых ещё и прекрасно играл. На- верное, и аккордеон представлялся ему продолжением «роялки». Кстати, ак- кордеон отец считал русским инстру- ментом, тогда как Лазарь Коганович – космополитичным, а значит враже- ским. Дело в том, что за «своего» ак- кордеон принимают многие народы Европы (хотя автором названия ин- струмента, следовательно, и его изо- бретателем считается венский орган- ный мастер Кирилл Демиан, – прим. авт ). Долгое время в Советском Союзе ак- кордеон, саксофон и гитара считались вредными инструментами, на которых не рекомендовалось учить детей. Я и в Липецке оказался только потому, что в родном Воронеже не преподавали ак- кордеон, а в Липецком музыкальном училище был такой класс. За два года с четырнадцати лет я прошёл программу всей музыкальной школы и поехал по- ступать в Липецк. – Хорошо, инструмент вы освоили бы- стро. А сольфеджио? – Теория музыки училась сама собой – я же буквально спал на учебнике… – Прямо как в фильме «Большая переме- на», где герой Евгения Леонова зубрил английский во сне при работающем маг- нитофоне! –Так это одна из лучших техник запоми- нания. Таким способом я уже учил «Историю КПСС». Запомнил на один день, экзамен сдал на «отлично» и забыл благополучно… Одним из любимых предметов в институте искусств была «Психология музыкальных способно- стей» – в нашей стране, по-моему, ред- кая дисциплина. Её развивали в Амери- ке, в Англии, во Франции. У нас же счи- тали, наверное, что народу много – кто- нибудь, да пробьётся. А заниматься с детьми нужно очень аккуратно, отбить у ребёнка желание учиться музыке очень легко, авот заинтересоватьтворчеством, сопряжённым с тяжёлой ежедневной ра- ботой – сложно. Музыкальные способ- ности есть у всех, просто у каждого они свои. При этом музыкант обязательно должен быть стратегом: понимать свое- го зрителя, слушателя, подготавливать публику, прислушиваться к ней. – В последнее время вы выступаете не только сольно, но и в дуэте с молодым ак- кордеонистом Максимом Аникеевым… – Это очень хороший опыт. Мне ком- фортно и репетировать, и концертиро- вать с молодым коллегой. Да и звуча- ние двух аккордеонов очень богатое. Максим – техничный исполнитель, способный воспринимать чужой опыт. Главное для него сейчас – вырасти в хо- рошего филармонического артиста. – А что это значит – быть филармониче- ским артистом? –Это значит знать, что такое искусство, понимать и чувствовать музыку, само- совершенствоваться. – А командная игра? – Главное – иметь индивидуальность. При этом уметь работать в большом коллективе, подчиняться общим пра- вилам и идти в одном направлении. Сейчас у солистов филармонии благо- даря умной политике художественного руководителя Наталии Николаевны Мекаевой появилась прекрасная воз- можность играть с симфоническим, ду- ховым оркестрами и оркестром народ- ных инструментов. Это счастье! Я с ор- кестром не играл уже много лет и сегод- ня получаю истинное удовольствие. – Немного сменим тему. Откуда ваши кор- ни? – Все предки – воронежские. Бабушка у меня была удивительная: лучшая ло- шадь в селе – её, лучший огород – её. Ра- ботать она умела. Бабушкин дом стоял возле церкви, когда храм разоряли, она спасла множество икон. Она крестила всех – детей, внуков, даже несмотря на то, что отец был коммунистом. – Вы же тоже состояли в партии. Более того, возглавляли парторганизацию фи- лармонии. – Мне кажется, что беспартийные име- ли небольшое влияние в советском об- ществе. Амне подчиняться всем подряд не хотелось. В 1977 году партийная ор- ганизация была общей у филармонии, театра кукол и управления культуры. Когда нам удалось добиться самостоя- тельности, мы смогли ставить перед властью насущные для филармонии вопросы и решать проблемы. Сейчас часто можно услышать: мол, раньше лучше жилось. Читайте классиков! У Пушкина есть произведение «История села Горюхина». Так вот там старики, сидящие на завалинке, тоже сетуют, что раньше было лучше. В пору нашей мо- лодости всё было лучше, потому что у нас всё было ещё впереди. – А сегодня вы так же активны, вы делае- те выводы из всего происходящего во- круг? – У меня есть свой взгляд на всё. Но мне семьдесят лет – кто меня станет слу- шать! Во мне музыка живёт. И это ино- гда мешает, потому что не могу её про- сто слушать – постоянно анализирую, раскладываю по полочкам. У меня каж- дый день спина мокрая –репетируювне зависимости, есть выступление или нет. Вот и молодым нужно не только техни- кой увлекаться, но и работать «пятой Дуэт аккордеонистов – заслуженный артист России Владимир Селявкин и лауреат международных конкурсов Максим Аникеев № 16 (450), 17 – 23 апреля 2017 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz