Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)

33 Дом Мастера народного художника России Виктора Сорокина, в котором Вилен Дмитриевич был первым дирек- тором. А ещё попечением Вилена Дми- триевича в регионе провели первый пленэр в 1991 году, его руками возведён деревянный храм в посёлке Дальний, сгоревший в страшном пожаре 2010 года на следующий день после смерти художника. – Я думаю, что сегодня пришло время напомнить о людях, которые очень много сделали не только для липецкого искусства, но и для организации худо- жественного пространства региона, – уверен искусствовед, культуролог Ан- дрей Рюрикович Ломоносов. – Дво- рянчиков – художник самобытный, це- лостностный. Промышленная тема в искусстве шестидесятых-восьмидеся- тых годов дала целое созвездие инди- видуальностей. Металлургическая те- матика в творчестве Вилена Дмитрие- вича была литерной. Нельзя забывать, что человека формирует в том числе и пространство. И уж коль у нас есть ме- таллургический комбинат, есть и обра- зы, которые он транслирует. Липецкие художники на это живо откликнулись, и Дворянчиков стал на этой дороге сво- еобразным лидером. Важно, что его ис- кусство не перестаёт быть современ- ным. Каждый человек, неравнодушный к искусству, должен видеть работы Ви- лена Дворянчикова. Вилен Дмитриевич был чрезвычайно щедрым человеком и художником, не жалел эпитетов и красок, обожал вос- поминания и людей, которых можно было благодарить. И всегда оставался собой, пребывая коленопреклоненным перед учителем – Виктором Семёнови- чем Сорокиным. Его погружение в тру- довую тему – не дань идеологии, не прогибание под госзаказ. Это было ве- лением души, устремлением даровито- го сердца. – Когда все нынешние мэтры были ещё моло- ды, в Липецкой орга- низации Союза худож- ников СССР под руко- водством Юрия Дми- триевича Гришко была организована промышленная группа. В неё входи- ли все ведущие живописцы, скульпто- ры и графики региона. Они работали на натуре – в металлургических цехах. Это была не рутина или обязанность, а сама жизнь. Для наших художников, которые исповедовали приоритет фор- мы в своём высказывании, металлурги- ческая натура была просто благодатью. Дворянчиков – уникальный художник, в том числе и потому, что как никто был предан суровому реализму, который совпадал с его собственной мужествен- ность, мощью, масштабностью. Когда создавались металлургические рабо- ты, труд был чем-то естественным, как естественно было любить и защищать своё предприятие, Родину, у рабоче- го человека была своя гордость. Сегод- ня – приоритеты иные, к сожалению. А Дворянчиков – романтик, он героизи- ровал своих персонажей. И это тоже не придумывалось, а было естественным отношением к работягам, – полага- ет искусствовед, член-корреспондент Российской академии художеств Татьяна Ивановна Нечаева. Дворянчикову веришь. Икогда он гово- рил сам. И теперь, когда за него говорят его картины. Чтобы облагородить (не приукрасить, сделав карикатурным) тя- жёлый труд, одного таланта маловато – нужно большое сердце, пропускающее через себя вместе с кровью красоты окружающего мира, красоту момента, человеческого тела и духа. Вилена (в крещении Дмитрия) Дворянчикова нет с нами уже семь лет. Живут его «дети- ща», оставленные нам щедрым челове- ком. Не оставляют равнодушными его работы, и звучат его слова. Из всех да- рований, которыми одарил его Господь, ВиленДмитриевич выделял одно – счи- тал себя сначала верным другом, а затем уже художником и далее по списку. «Вилен Дмитриевич – из редкой поро- ды созидателей, устроителей жизни… В каком-то смысле он возглавил в своём кругу противостояние в области куль- туры «дикому полю» – агрессивному дилетантизму, конъюнктуре, псевдо- новаторству, рыночному цинизму», – так говорил о своём крестнике лауре- ат Государственной премии России скульптор ДмитрийШаховской. «Человеком для других» назвал Дво- рянчикова народный художник России Илларион Галицын. За полгода до ухода живописца из жиз- ни я спросила Вилена Дмитриевича, чего он ждёт от нас. – Необходимости в себе. Я ещё приго- жусь. Но это не значит, что я жду похва- лы. Я всё делаю молча… А вы ходите на выставки, смотрите, изучайте, читайте, общайтесь с художниками, работайте над собой – и тогда то, что было непо- нятно, станет понятным. Можно считать это творческим заве- щанием большого человека, большого художника Вилена Дмитриевича Дво- рянчикова. . Евгения ИОНОВА, Анна МУРЗИЛОН, Николай ЧЕРКАСОВ (фото) культура В Ы С ТА В К А Ирина Дворянчикова (слева) и Андрей Ломоносов (в центре) Один из кураторов выставки Сергей Бугровский «Начало» Вилена Дворянчикова № 8 (442), 27 февраля – 5 марта 2017 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz