Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)

48 культура В Ы С ТА В К А стала для мамы своего рода творче- ством. Воспитанный в творческой среде, Пётр Дервиз выбрал профессию археолога, опираясь на детские впечатления от об- щения с дедом по отцовской линии. Вообще-то Дервизы (с приставкой «фон», означающей принадлежность к дворянству) и Лавровы липецкой зем- ле не чужие. Лебедянские миллионщи- ки фон Дервизы были людьми извест- ными и уважаемыми. Чего стоит толь- ко одно имя – Павел Григорьевич фон Дервиз, покрывший сетью железных дорог Центральную Россию и террито- рию современной Липецкой области – от Раненбурга до Ельца, родной ему Ле- бедяни и станции Астапово (на кото- рой закончит свою земную жизнь Лев Николаевич Толстой), он же – строи- тель Владимирской детской больницы, названной по имени умершего старше- го сына. Супруга Павла Григорьевича Вера Николаевна уже после смерти гла- вы семейства учредила и обустроила Классическую женскую гимназию име- ни дочери Варвары (также погибшей от туберкулёза, как и её брат), которую, кстати, закончила Марина Цветаева. Лавровы – крепкая купеческая елецкая семья. Силуян Лавров по кличке Кре- чет появился в Ельце на рубеже XVII – XVIII веков. Прадед Ирины Лавровой приставку Кречет уже не носил. Вукол Лавров вышел из родового бизнеса торговлей зерном, переехал в Москву, основал журнал «Русская мысль», стал её первым редактором, переводчиком с польского. И посвятил всю свою жизнь отечественной словесности, просвеще- нию. Кстати, Вукол Лавров был женат на представительнице ещё одной зна- менитой елецкой фамилии – Варваре Хренниковой… Творчество Ирины Лавровой ломало стереотипы соцреализма, обозначив но- вые тенденции, подхваченные искус- ством шестидесятых-семидесятых го- дов, оказав влияние на развитие искус- ства последующих восьмидесятых го- дов прошлого столетия. К ак создатель росписей и скульптур- ных рельефов в архитектуре, Ирина Игоревна работала в соавторстве с инте- реснейшими художниками своего вре- мени. Чаще всего – с Игорем Пчельни- ковым, ставшим её вторым мужем. Они оформляли Дворец пионеров и школь- ников на Воробьёвых горах, Советское посольство в Париже, ресторан «Мо- сква», санаторий «Форос» в Крыму, дра- матический театр в Гродно, Междуна- родный детский лагерь «Артек»… – Лаврова и её товарищи работали по- революционному, по-новому, создавая изысканные произведения искусства, – считает народный художник России, скульпторЮрий Дмитриевич Гришко. – Лаврова и Пчельников – это новая жи- вопись по формации, по ощущениям. Музыканты утверждают, что музыка на- чинается там, где есть гармония. Боль- шое живописное искусство так же начи- нается с гармонии. Смотришь на работы Лавровой и словно попадаешь на пир с самыми изысканными блюдами. Только питаешь не утробу свою ненасытную, а душу, сердце, разум… . Евгения ИОНОВА, Анатолий ЕВСТРОПОВ (фото) Пётр ДЕРВИЗ: «Свои фантазии, представления о бытии она воплощала и на холсте, и в монументальном искусстве. Мне даже кажется, что собственная жизнь стала для мамы своего рода творчеством» Юрий ГРИШКО: «Смотришь на работы Лавровой и словно попадаешь на пир с самыми изысканными блюдами. Только питаешь не утробу свою ненасытную, а душу, сердце, разум…» № 6 (440), 13 – 19 февраля 2017 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz