Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)
47 переступая черту своего мира и мира Лавровой, поглощённые её фантазией. -С адыИрины Лавровой – это реаль- ное пространство, где собирались друзья-художники, где они работали и устраивали праздники, превращающие- ся на холстах в фантасмагории, – в роли проводника по «Ирине Лавровой» вы- ступает искусствовед, куратор выставок Галереи Назарова Татьяна Ивановна Нечаева. – Она была художником с лег- кокрылой фантазией, улетала далеко в своих грёзах, видела ангелов, которые наблюдают за собравшимися в саду людьми и её персонажами из эпохи ро- коко. Для неё не существовало времен- ных границ. Всё, что было, уходит в вечность, а там – нет времени. Действитель- ность Лавровой перемежа- лась со сказкой. Реалистиче- ско-лобовое творчество было ей малоинтересно. Для искусства семидесятых годов характерны театрали- зация, маскарадность. Этот приём давал художникам возможность уйти от офи- циоза. Они выражали смысл через символы, через мно- гослойность текстов и под- текстов, вырабатывали тай- ный, эзопов язык, оставаясь невинными с точки зрения идеологии и в то же время сохраняя свои убеждения. Они оставались и внутренне свободны, и свободны в формальном высказывании. Лаврова это очень тонко по- чувствовала. Искусствовед Виктория Лебедева писала, что Ирина Лаврова была в своём театре сама себе режиссёром и актёром. Лаврова – это художник-им- провизатор, в ходе работы над карти- ной продолжавшая играть, что-то доду- мывать. Она не заботилась о том, как прочтут её послание. Она предоставля- ла зрителям самостоятельно искать от- веты на её загадки, вовлекая их в игру, делая «соучастниками» своего балан- сирования между днём и ночью, реаль- ностью и зазеркальем, осознанным и бессознательным. И рина Игоревна ушла из жизни, ко- торую она так хотела преобразить, в последний год двадцатого столетия. Её работы стали достоянием различных музеев и частных галерей, они бережно хранятся в мастерской первого супруга, художника-монументалиста Григория Георгиевича Дервиза, у сыновей Петра и Дмитрия. Мальчики Ирины Лавровой также наполняют сад её воспоминаний. «Автопортрет с детьми» – яркая, тёп- лая, личная картина. Один из мальчи- шек – серьёзный – стоит подле матери, устремив взгляд куда-то за… Второй – в невероятно красных колготках – воссе- дает у мамы на коленях, иконописно об- няв её за шею. – Как же я стеснялся этих своих крас- ных колготок, – и сегодня смущённо улыбается Пётр Григорьевич Дервиз, археолог, реставратор. – Маме была свойственна театрализация реальности, любое событие она превращала в пред- ставление, сценическое действо. Для неё жизнь и искусство переплелись в единое целое. Помню, как мама приду- мывала себе наряды, конструировала шляпки… Свои фантазии, представле- ния о бытии она воплощала и на холсте, и в монументальном искусстве. Мне даже кажется, что собственная жизнь «Художник и модель. Автопортрет с матерью» «Танцы в парке» «Голубая девушка» «Сад воспоминаний» культура В Ы С ТА В К А № 6 (440), 13 – 19 февраля 2017 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz