Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)
44 культура В Е Р Н И С А Ж которых получались замечательные альбомы, пользовавшиеся большим успехом. Надо сказать, что именно эти альбомы и создали во второй половине XIX века ту «кабинетную» культуру в России с её столами и шкафами для хранения и просмотра гравюр. Известно пять альбомов офортов Шишкина. На выставке в Липецке представлены два из них. Первый из- дан в Санкт-Петербурге в 1878 году и называется «25 офортов на меди И.И. Шишкина» и альбом «60 офортов И.И. Шишкина», выпущенный питер- ским книгоиздателем АдольфомМарк- сом. Последний – это не что иное, как ретроспектива работШишкина-графи- ка, начиная с 1870-го и заканчивая 1892 годом. Липецкая экспозиция состоит из 45 графических работ художника. Среди них есть и отдельные офортные листы периода 1872-1886 годов. Несо- мненно, выставка вызовет самый ши- рокий интерес как у профессионалов, так и у простых липчан. Гармония существования Ивана Шишкина -И мя Ивана Шишкина в хоро- шем смысле преследует нас с самого раннего детства. О нём можно говорить бесконечно. Но я уверена, что именно сегодняшняя вы- ставка станет настоящим открытием. Ведь многим Шишкин знаком в пер- вую очередь как даровитый живопи- сец, а он ещё и уникальный гравёр-ак- вафортист. Но дело не в этом. Дело в основной задаче художника – пробу- дить нас изнутри, отдать свои эмоции и чувства и вызвать в ответ наши через свои произведения. Говоря о Шишки- не, хотелось бы отметить то, что в его работах – и в графике это чувствуется более основательно – великолепно пе- редаётся состояние природы. Это ху- дожник, изначально выбравший для себя стезю, которой посвятил всю свою жизнь, – пейзаж. Он уникален в небывалой силе и мощи передачи са- мого духа природы, её глубинной сущ- ности. Тщательная, скрупулёзная де- тализация, присутствующая в его ра- ботах, есть доведение пейзажа до аб- солютных пределов, возможных в изобразительном искусстве. Конкре- тизация всегда очень опасна: худож- ник может переборщить, слишком увести в мелочи, отвлечь от главного. Именно в офортах Шишкина мы ви- дим, какой титанический труд пред- принял художник, чтобы пройти по лезвию бритвы и не оступиться. Он чутко и точно чувствовал, осозна- вал грань между художественностью и натурализмом. Шишкин не работал бездумно, нахрапом, не пробегал по верхам. Он досконально изучал и знал малейшие тонкости жизни природы. Вплоть до того, что понимал, как за- рождается цветок, формируется коло- сок, какие стадии роста проходит, в какой почве должно произрастать то или иное растение. И ничего удиви- тельного – природу Шишкин позна- вал и любил с ранних лет. Более того: он был человеком большой духовно- сти, глубоко верующим христиани- ном. И когда один из его ближайших друзей, православный священник Ка- питон Иванович Невостроев, гово- рил, что природа – это Божий замы- сел, а цель художника как можно точ- нее отобразить это на полотне, Шиш- кин не только соглашался с этим, он был, можно сказать, пленён этой иде- ей и следовал заданным путём всю жизнь. Но в то же время он передавал зрителю и «эмоциональность приро- ды». Такие вещи очень тяжело объяс- няются словами, всё это работает и оживает при непосредственном кон- такте с работами. Другое дело – насколько мы сами спо- собны воспринять красоту, блажен- ство, гармонию существования. В наше время работы Шишкина весьма актуальны. Мы год от года утрачиваем связь с природой, понимание природы, любовь к ней. Поэтому и выставка эта крайне своевременна. Она позволит почувствовать состояние разных вре- мён года, изгиб каждой веточки, ри- сунки облаков на небе – Шишкин на- поминает современному человеку об утраченном рае, об уникальном мире лесов, полей и рек. Сама вибрация воз- духа словно присутствует в этих разно- направленных (или, наоборот, выстро- енных) штрихах. Заметим, что ощуще- ние живой природы, запахов, воздуха, ветра даёт в офортах только соедине- ние белого и чёрного. Нас просто за- тягивает внутрь шишкинских работ – «Пчельник». 1892 год «Полевые цветы». 1892 год Ирина Виленовна ДВОРЯНЧИКОВА, заместитель директора Липецкого областного художественного музея № 6-7 (440-441), 13 – 19 февраля 2017 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz