Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)
27 общество Ч И ТА ЮЩ И Й Л И П Е Ц К Изучая историю отношений, натолк- нулся на прекрасную книгу швейцар- ского журналиста Ги Меттана «Запад – Россия. Тысячелетняя война». А ещё увлёкся трудами Николая Яковлевича Данилевского, его книгой «Россия – Запад», из которой, по сути, вышла вся «цивилизационная» литература на эту тему. У нас часто вспоминают Освальда Шпенглера, но книги Данилевского – основа основ, и я настоятельно реко- мендую их прочитать. Ещё одно моё недавнее открытие – книга Сергея Шаргунова «Катаев», на днях она получила второе место в на- циональной премии «Большая книга». Сергей Шаргунов – мой друг, я знаю, что он писал эту книгу долго, от души и по-настоящему, открыл много неожи- данных фактов, которые краеведам ещё предстоит осмыслить… Вот такой он, круг моего чтения… – Как рождаются ваши книги? – По-разному. Первая книга «Грех» – это некая бравада, желание шокиро- вать и удивить. Сборник «Ребра» – рас- сказы, объединённые под одной об- ложкой. Роман «Учитель» – попытка описать детство, разобраться в себе и получить некий терапевтический эф- фект. «Дневник русского украинца», книга, о которой много сейчас говорят, – желание осмыслить то, что происхо- дит сейчас на Донбассе, в Крыму, в Украине. Это живая реакция граждани- на и писателя на происходящее и тот «вихрь», который захватывает не толь- ко всю страну, но и тебя. Книгу писал в течение трёх лет. Главная задача, кото- рую я перед собой ставил, – показать семейные и межличностные отноше- ния; война и катаклизмы – лишь фон. Более всего меня интересовало, как экстремальные ситуации в моменты наивысшего эмоционального накала преобразуют людей. У кого-то прояв- ляются лучшие качества, а у кого-то – напротив. То, что я открыл для себя: большие конфликты влияют на малые и наобо- рот. Истории этой книги складыва- лись из моего опыта и эмоций, кото- рые я сам пережил. Первая повесть написана после того, как я встретился с беженцами из Донбасса в лагере, меня очень тронула их история, и вдруг почувствовал, как переживания этих людей неведомым образом, эмо- ционально, переплетаются с семейной историей моей бабушки, которая во время Великой Отечественной войны потеряла свой дом на Брянщине. Другая история этой книги появилась, когда я бродил по ночному Севастопо- лю и заново открыл для себя этот го- род. В моей книге объединены пять по- вестей, они связаны между собой еди- ным настроением и главным героем. Когда писалась эта книга, я не думал над фабулой… Повествование рожда- лось как реакция на внешние события, и, повторюсь, как и любому писателю, мне прежде всего было важно разо- браться в себе, в своём отношении к происходящему. – Скажите, чем зарабатываете на жизнь? Литературные труды приносят доходы? – Если вы спросите, кто я и как себя идентифицирую, то отвечу: «Я – писа- тель». Это каторжный труд, а жить на литературные гонорары в нашей стра- не невозможно. Зарабатываюпублици- стикой в газетах, веду передачу на кана- ле «Крым-24», на то и живу. Но литера- тура для меня, мои книги – это главное. Моя жизненная миссия и мой ответ на вопрос: «Кто я?». – В какой-то момент каждый из нас зада- ётся вопросом: «Что я предъявлю на Страшном суде, каковы мои взаимоотно- шения с Богом?». Вы думаете об этом? – Хожу в храм, стараюсь, по мере сил, жить христианской жизнью, грешу и каюсь. Апостол Павел говорил: «Если ты знаешь грех и его совершаешь, то ты вдвойне грешен». Антоний Сурожский по тому же поводу писал: «Да, Бог ми- лосерден. Но не говори, что Он спра- ведлив. Если бы это было так, то ты бы уже давно горел в аду». Я очень люблю читать духовную лите- ратуру. И хочу написать книгу о еписко- пе Кинешемском отце Василии, очень хочу. Нопонимаю, что ещё к этомуне го- тов с точки зрения духовной жизни. Впервые я познакомился с книгой свя- тителя Василия в Киево-Печерской лавре, купил его «Беседы на Евангелие от Марка». Совершенно потрясающая книга! Настолько светлая, умная!.. По- том я почитал жизнеописание этого че- ловека и понял, что за мощная духов- ная фигура сокрыта в авторе! Хотя об отце Василии Кинешемском редко вспоминают, чаще – о Макарии Вели- ком или об Антонии, митрополите Су- рожском. Паисия Святогорца вспоми- нают или даже священника Даниила Сысоева… Вмоём доме есть книжная полка духов- ной литературы, к которой обращаюсь, но это – очень сакральное, личное. Обычную книгу ты можешь прочитать и забыть. А когда читаешь литературу святоотеческую, то это требует боль- шей душевной работы. Ты должен не просто читать, а меняться, преобразо- вываться. Это чтение должно сподви- гать стать менее грешным. Не так-то всё просто… – Платон, что вы готовы простить людям, а что – нет? –Я всё готов простить, хотя в нашем со- временном обществе это считается сла- бостью. Собственно, в моей жизни не случилось ничего особенно страшного, хотя и были весьма неприятные момен- ты. Привык всем прощать и не держать обиды, родители так воспитали… № 52 (486), 18 – 24 декабря 2017 г. в тему П ла тон Беседин счита ет, что из книг Никола я Яковлевича Да нилевского «Россия – За па д», по сути, вышла вся «цивилиза ционна я» литера тура на эту тему. А мы на помина ем, что один из са мых ярких и глубоких российских мыслителей Никола й Яковлевич Да нилевский родился в селе Обе́рец Ливенского уезда Орловской губернии (ныне это Изма лковский ра йон Липецкой обла сти). Здесь, в родовом имении ма тери (из дворян Мишиных, известных в Орловской губернии с 60-х годов XVII века ), в обра зова тельной среде небога того и мелкопоместного дворянства древней Елецко-Ливенской историко-культурной провинции России, он провёл детские и юношеские годы, состоялся личностно и духовно. В а силий Кинешемский, о котором мечта ет на писа ть книгу Пла тон Беседин, – личность гра ндиозна я. Вла дыка прошёл через советские тюрьмы и ла геря, стра да я за веру. Та йными нитями судьбы он связа н с соседней Воронежской обла стью. После оконча ния гимна зии Киевской духовной а ка демии в 1901 году он был определён препода ва телем в Воронежскую духовную семина рию, где отра бота л девять лет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz