Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)
25 общество Ч И ТА ЮЩ И Й Л И П Е Ц К Сейчас перешёл в классические консер ваторытрадиционалисты. На этом стоюи буду стоять. Не участвуюв меро приятиях, где проповедуют другие взгляды. Мне интересны акции в под держку традиционных консерватив ных ценностей. В ноябре выступал в Москве на конфе ренции, посвящённой теме «Что значит быть русским?». Вообще позициониро вать себя русским до последнего време ни было не только не модно, но и в не которой степени опасно. Мне неодно кратно предлагали быть поскромнее в этом отношении. Даже такое понятие, как «русский мир», некоторыми наши ми братьямибелорусами не особо при ветствуется. Ещё совсем недавно было рекомендовано вместо русский назы вать себя россиянином, чтобы не оскорбить другие нации и народности. Хотя во время Великой Отечественной войны солдаты в своих письмах не счи тали зазорным писать: «русские тата ры», «русские чеченцы». Такое сосед ство не мешало им умирать за Родину. А потом почемуто называть себя рус ским стало оскорбительно. С прошлого года ситуация сдвинулась с мёртвой точки, что не может не радовать. – Увлечение Ницше – это тоже отзвук дет- ства, желание познать свои возможно- сти? – Понастоящему Ницше я никогда ув лечён не был. Да, прочёл ряд его работ, но не более того. Основой моего миро воззрения его взгляды не стали. Мне интересны определённые по стулаты стоицизма, некоторые идеи Ницше, Юнга, Генона, Штейнера… – Чему способствует современ- ная литература, жанр, в котором вы работаете? –Новые взгляды, точки фокуса, почва для размышления, рабо та над словом, ощущения эмо ций и переживаний, которые в обычной жизни не испытаешь, – это всё даёт современная литература. У меня есть два цикла – «Дорога до мой» и «Война за выживание». Герой последней серии достаточно слабый человек — таких не очень любят чита тели. Но мне захотелось написать именно о таком герое. И многие чита тели меня упрекали в выборе, некото рые даже усомнились в моём автор стве… Прошло девять лет… И те же люди, укорявшие тогда, сегодня пере читывают книги и пишут о своей сим патии к герою. Каждая книга подходит к определённо му внутреннему состоянию и писателя, и читателя. В хорошем тексте должно быть несколько пластов: один поможет расслабиться после тяжёлого трудово го дня, другой – задуматься, третий за даст вопросы, четвёртый ответит на них… Читая и на первый взгляд развле каясь, человек разворачивает краси вую фантастическую обёртку, а за ней есть ещё чтото, что увлекает его. Вот на это я нацелен. – А кого читает писатель Виталий Зыков? – Современную литературу читаю мало. У каждого есть свои приоритеты. Я отношу себя к учёным (23 декабря 2004 года Виталий Зыков защитил кан- дидатскую диссертацию. – Прим. авт. ). Меня привлекает философия, но и помимо неё есть много интересных тем. И полсотни книг в год я читаю. Сейчас на столе – «Философия свобо ды» Рудольфа Штейнера, закончил изучать лекции по философии Бертра на Рассела. В списке на прочтение – Рене Генон, «Миф о Гильгамеше» (одно из старейших сохранившихся ли- тературных произведений в мире, самое крупное, написанное клинописью, созда- валось на аккадском языке на основании шумерских сказаний на протяжении по- лутора тысяч лет, начиная с XVIII-XVII веков до н. э. – Прим. авт. ), и Аристо тель. Как правило, я читаю пятьшесть книг одновременно. Это определённый культурный базис, которым необходи мо обладать, чтобы считаться грамот ным человеком. И это влияет на мою литературу, только не впрямую, а кос венно. Развивается автор – развивается и его герой, его слово. Если писатель не растёт, он умирает как профессионал. – На какой литературе растите своих де- тей? – Мы читаем всё, что приносит пользу. Дочке четыре с половиной года, вот прочли «Алёнкины рассказы», каждый день она слушает аудиоспектакли. Уже наизусть знает две части «Волшебника Изумрудного города». – Писательство стало основным местом работы? – Не только, работаю ещё в Фонде пре зидентских грантов и в Фонде по под держке развития малого предпринима тельства. Я отношусь к топовым авто рам, поэтому жаловаться на гонорары не могу. У нас в семье двое детей – дочь и сын, так что мне нужна подушка безо пасности. Плюс смена занятий всегда хорошо сказывается на писательстве. Одно время был программистом ( Ви- талий Зыков математик по образова- нию. – Прим. авт. ), но потом перего рел. При мысли, что нужно снова что то кодировать, становится нехорошо. Я знаю, что за год восстановлю все навы ки, но возвращаться не хочу. И тем не менее мне нужно несколько сфер при менения своих знаний и умений, чтобы держать себя в тонусе. – Можете составить портрет современно- го провинциального писателя? – Нет такого понятия «провинциаль ный писатель». Ты либо писатель, либо нет. И своего читателя должен найти каждый автор. Меня, например, чита ют во всём мире. Буквально на днях на писал парень из Пакистана. Русско язычная диаспора огромна, люди хотят читать современные книги русских пи сателей на русском языке. Что до про винциальности, то мне тяжело жить и в Москве, и в Питере, хотя люблю ходить там по музеям. Моё – это домик в горах гденибудь поближе к Китаю… – Спасибо, Виталий, за беседу, за то, что пустили во внутреннюю лабораторию и дали мне повод для размышлений. . Евгения ИОНОВА, Геннадий ЛОГУНОВ (фото) Виталий ЗЫКОВ: «В хорошем тексте должно быть несколько пластов: одна сюжетная линия поможет расслабиться после тяжёлого трудового дня, другая – задуматься, третья задаст вопросы, четвёртая ответит на них…» № 51 (485), 11 – 17 декабря 2017 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz