Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)

25 общество Ч И ТА ЮЩ И Й Л И П Е Ц К Сейчас перешёл в классические консер­ ваторытрадиционалисты. На этом стоюи буду стоять. Не участвуюв меро­ приятиях, где проповедуют другие взгляды. Мне интересны акции в под­ держку традиционных консерватив­ ных ценностей. В ноябре выступал в Москве на конфе­ ренции, посвящённой теме «Что значит быть русским?». Вообще позициониро­ вать себя русским до последнего време­ ни было не только не модно, но и в не­ которой степени опасно. Мне неодно­ кратно предлагали быть поскромнее в этом отношении. Даже такое понятие, как «русский мир», некоторыми наши­ ми братьямибелорусами не особо при­ ветствуется. Ещё совсем недавно было рекомендовано вместо русский назы­ вать себя россиянином, чтобы не оскорбить другие нации и народности. Хотя во время Великой Отечественной войны солдаты в своих письмах не счи­ тали зазорным писать: «русские тата­ ры», «русские чеченцы». Такое сосед­ ство не мешало им умирать за Родину. А потом почемуто называть себя рус­ ским стало оскорбительно. С прошлого года ситуация сдвинулась с мёртвой точки, что не может не радовать. – Увлечение Ницше – это тоже отзвук дет- ства, желание познать свои возможно- сти? – Понастоящему Ницше я никогда ув­ лечён не был. Да, прочёл ряд его работ, но не более того. Основой моего миро­ воззрения его взгляды не стали. Мне интересны определённые по­ стулаты стоицизма, некоторые идеи Ницше, Юнга, Генона, Штейнера… – Чему способствует современ- ная литература, жанр, в котором вы работаете? –Новые взгляды, точки фокуса, почва для размышления, рабо­ та над словом, ощущения эмо­ ций и переживаний, которые в обычной жизни не испытаешь, – это всё даёт современная литература. У меня есть два цикла – «Дорога до­ мой» и «Война за выживание». Герой последней серии достаточно слабый человек — таких не очень любят чита­ тели. Но мне захотелось написать именно о таком герое. И многие чита­ тели меня упрекали в выборе, некото­ рые даже усомнились в моём автор­ стве… Прошло девять лет… И те же люди, укорявшие тогда, сегодня пере­ читывают книги и пишут о своей сим­ патии к герою. Каждая книга подходит к определённо­ му внутреннему состоянию и писателя, и читателя. В хорошем тексте должно быть несколько пластов: один поможет расслабиться после тяжёлого трудово­ го дня, другой – задуматься, третий за­ даст вопросы, четвёртый ответит на них… Читая и на первый взгляд развле­ каясь, человек разворачивает краси­ вую фантастическую обёртку, а за ней есть ещё чтото, что увлекает его. Вот на это я нацелен. – А кого читает писатель Виталий Зыков? – Современную литературу читаю мало. У каждого есть свои приоритеты. Я отношу себя к учёным (23 декабря 2004 года Виталий Зыков защитил кан- дидатскую диссертацию. – Прим. авт. ). Меня привлекает философия, но и помимо неё есть много интересных тем. И полсотни книг в год я читаю. Сейчас на столе – «Философия свобо­ ды» Рудольфа Штейнера, закончил изучать лекции по философии Бертра­ на Рассела. В списке на прочтение – Рене Генон, «Миф о Гильгамеше» (одно из старейших сохранившихся ли- тературных произведений в мире, самое крупное, написанное клинописью, созда- валось на аккадском языке на основании шумерских сказаний на протяжении по- лутора тысяч лет, начиная с XVIII-XVII веков до н. э. – Прим. авт. ), и Аристо­ тель. Как правило, я читаю пятьшесть книг одновременно. Это определённый культурный базис, которым необходи­ мо обладать, чтобы считаться грамот­ ным человеком. И это влияет на мою литературу, только не впрямую, а кос­ венно. Развивается автор – развивается и его герой, его слово. Если писатель не растёт, он умирает как профессионал. – На какой литературе растите своих де- тей? – Мы читаем всё, что приносит пользу. Дочке четыре с половиной года, вот прочли «Алёнкины рассказы», каждый день она слушает аудиоспектакли. Уже наизусть знает две части «Волшебника Изумрудного города». – Писательство стало основным местом работы? – Не только, работаю ещё в Фонде пре­ зидентских грантов и в Фонде по под­ держке развития малого предпринима­ тельства. Я отношусь к топовым авто­ рам, поэтому жаловаться на гонорары не могу. У нас в семье двое детей – дочь и сын, так что мне нужна подушка безо­ пасности. Плюс смена занятий всегда хорошо сказывается на писательстве. Одно время был программистом ( Ви- талий Зыков математик по образова- нию. – Прим. авт. ), но потом перего­ рел. При мысли, что нужно снова что­ то кодировать, становится нехорошо. Я знаю, что за год восстановлю все навы­ ки, но возвращаться не хочу. И тем не менее мне нужно несколько сфер при­ менения своих знаний и умений, чтобы держать себя в тонусе. – Можете составить портрет современно- го провинциального писателя? – Нет такого понятия «провинциаль­ ный писатель». Ты либо писатель, либо нет. И своего читателя должен найти каждый автор. Меня, например, чита­ ют во всём мире. Буквально на днях на­ писал парень из Пакистана. Русско­ язычная диаспора огромна, люди хотят читать современные книги русских пи­ сателей на русском языке. Что до про­ винциальности, то мне тяжело жить и в Москве, и в Питере, хотя люблю ходить там по музеям. Моё – это домик в горах гденибудь поближе к Китаю… – Спасибо, Виталий, за беседу, за то, что пустили во внутреннюю лабораторию и дали мне повод для размышлений. . Евгения ИОНОВА, Геннадий ЛОГУНОВ (фото) Виталий ЗЫКОВ: «В хорошем тексте должно быть несколько пластов: одна сюжетная линия поможет расслабиться после тяжёлого трудового дня, другая – задуматься, третья задаст вопросы, четвёртая ответит на них…» № 51 (485), 11 – 17 декабря 2017 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz