Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)
24 общество Ч И ТА ЮЩ И Й Л И П Е Ц К люди, объединённые схожими интере сами. В Воронеже популярны свобод ные лектории, куда приходят горожане, чтобы пообщаться на разнообразные темы, в том числе говорят и о книгах. В Липецке всё намного тише, скромнее, поэтому «Читающий Липецк» очень важная культурная акция. – Ваша первая книга называлась «Безы- мянный раб». За неё вы получили пре- мию «Меч без имени». Есть какая-то ми- стика в таком безымянном совпадении? – Всё просто и никакой мистики. Счи тается, если в названии произведения на обложке фигурирует буква «ы», то книга плохо продаётся. «Ы» вызывает негативные ассоциации и отторжение у читателей. Я же решил на этом сыграть и поэкспериментировать, к тому же весь сюжет построен на противоречи ях, нарушает ожидания читателя. Так на обложке появился «безымянный». Что до премии «Меч без имени», то её учредили Кир Булычёв, известнейший писательфантаст, драматург, сцена рист и литературовед, и Андрей Беля нин, прозаик и поэт, автор романа «Меч без имени» в жанре фэнтези. Вот отсюда и название премии, которую да вали за самую продаваемую книгу из дательства. В 2004 году «Безымянного раба» признали лучшим стартом года – тираж раскупили за одиннадцать дней. Как видите, никакой мистики – про стое совпадение. – Цитата из биографической справки, ко- торую нашла в сети Интернет: «в школе учился отлично, за что был многими не- любим, поэтому происхождение двух пе- реломов носа из памяти стёрлось». Что же это за детство у вас такое было? –Первый перелом носа случился в пять лет, почему – не помню. Хотя, конечно, те слова сказаны с большой долей иро нии… – И мифотворчества, что так свойственно писателям. – Точно. Несколько лет назад, когда я говорил о детстве, именно это мне каза лось важным и достойным внимания. Сейчас думаю иначе. – То есть не проблемы детства увели вас в мир фантастики? – Нет. Я был достаточно болезненным ребёнком, мне не разрешали даже бе гать. Так что можете представить, какой образ жизни я вёл. С наступлением под росткового возраста болезнь преодолел, и качествожизни изменилось. А опреде лённый багажзнаний, душевных инрав ственных переживаний уже был на коплен. Так что тема изменения себя и мира мне близка. А фэнтези – это ин струмент. В моих книгах много слоёв, и мне интересно, чтобы читатель сам на ходил смыслы. Фэнтези помогает рас крывать замысел, героя, заложенную идею.Современнаяпроза, намойвзгляд, мертва: чтобы написать книгу, нужно следовать определённым законам, а я этого делать не хочу. Творить мир с нуля со своими правилами, вынуждающими героя подходить к пику его способно стей, – это позволяет только фэнтези. И пока человечество не сорвалось со свое го шарика, жанр будет востребован и ак туален. Я популяризируюи остаюсь вер ным литературе фронтира (буквальный перевод с английского frontier – граница между освоенными и неосвоенными посе- ленцами землями, в художественной ли- тературе ему соответствуют мотивы «открытой дороги», «пионерства», геро- ического покорения природы, борьбы. – Прим. авт. ). В настоящий момент ра ботаю в формате эпического фэнтези, это такое литературное направление. В январе выйдет книга «Великие спя щие», она станет завершающей в три надцатилетней эпопее под названием «Дорога домой». Правда, никогда не ду мал, что работа над серией так затянет ся. Но только эпопея, как мне кажется, позволила раскрыть тот потенциал ге роя, что был заложен в самом начале. – Лев Толстой утверждал, что иногда его герой начинает жить самостоятельной жизнью и сам поворачивает сюжет. А как ведёт себя ваш герой, переходя из тома в том? – Он играет по моим правилам. Ещё в 2003 году, когда серия была замыслом, я точно знал, чем всё закончится. То есть сюжеты у меня полностью проду манные. Это сложно, поэтому подго товка к каждой книге занимает от не скольких месяцев до нескольких лет. Но это того стоит. И только так можно написать большую серию. Во всяком случае, именноэтоясчитаюпрофессио нальным подходом. – Не могу не спросить. Вы награждены огромным количеством именных меда- лей: Гоголя, Лермонтова, Бунина, Грибо- едова и орденом Маяковского… – Я к этому отношусь спокойно и всем того же советую. Благодарен за внима ние к себе, но не зацикливаюсь на этом. – Вы утверждаете, что профессионалом считается писатель, издавший десять книг. Грибоедов стал классиком, а следо- вательно, и профессионалом, написав единственное «Горе от ума»… – Не забывайте уровень образования элиты того времени – даже советская школа рядом не стояла. Писателиклас сики обладали огромным багажом зна ний, умений, чувствований и могли в одном произведении всё выразить и войти в когорту лучших, которых чита ют по сей день и ещё много лет не пере станут читать. Современным авторам сложнее, опыта меньше, мастерства – вот и нарабатываем его от книги к кни ге. Правда, классический формат ушёл в прошлое, начиная с пятидесятыхше стидесятых годов двадцатого века пи шут уже подругому. – Вы позиционируете себя как патриота- радикала. Это как? – Черчилль сказал: «Кто в молодости не был радикалом, у того нет сердца. А кто с возрастом не стал консерватором, у того нет ума». В молодости я был сто ронником жёстких мер, радикальных. Встреча писателя Виталия Зыкова со своими земляками-читателями в Липецкой областной научной библиотеке № 51 (485), 11 – 17 декабря 2017 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz