Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)

24 общество Ч И ТА ЮЩ И Й Л И П Е Ц К люди, объединённые схожими интере­ сами. В Воронеже популярны свобод­ ные лектории, куда приходят горожане, чтобы пообщаться на разнообразные темы, в том числе говорят и о книгах. В Липецке всё намного тише, скромнее, поэтому «Читающий Липецк» очень важная культурная акция. – Ваша первая книга называлась «Безы- мянный раб». За неё вы получили пре- мию «Меч без имени». Есть какая-то ми- стика в таком безымянном совпадении? – Всё просто и никакой мистики. Счи­ тается, если в названии произведения на обложке фигурирует буква «ы», то книга плохо продаётся. «Ы» вызывает негативные ассоциации и отторжение у читателей. Я же решил на этом сыграть и поэкспериментировать, к тому же весь сюжет построен на противоречи­ ях, нарушает ожидания читателя. Так на обложке появился «безымянный». Что до премии «Меч без имени», то её учредили Кир Булычёв, известнейший писательфантаст, драматург, сцена­ рист и литературовед, и Андрей Беля­ нин, прозаик и поэт, автор романа «Меч без имени» в жанре фэнтези. Вот отсюда и название премии, которую да­ вали за самую продаваемую книгу из­ дательства. В 2004 году «Безымянного раба» признали лучшим стартом года – тираж раскупили за одиннадцать дней. Как видите, никакой мистики – про­ стое совпадение. – Цитата из биографической справки, ко- торую нашла в сети Интернет: «в школе учился отлично, за что был многими не- любим, поэтому происхождение двух пе- реломов носа из памяти стёрлось». Что же это за детство у вас такое было? –Первый перелом носа случился в пять лет, почему – не помню. Хотя, конечно, те слова сказаны с большой долей иро­ нии… – И мифотворчества, что так свойственно писателям. – Точно. Несколько лет назад, когда я говорил о детстве, именно это мне каза­ лось важным и достойным внимания. Сейчас думаю иначе. – То есть не проблемы детства увели вас в мир фантастики? – Нет. Я был достаточно болезненным ребёнком, мне не разрешали даже бе­ гать. Так что можете представить, какой образ жизни я вёл. С наступлением под­ росткового возраста болезнь преодолел, и качествожизни изменилось. А опреде­ лённый багажзнаний, душевных инрав­ ственных переживаний уже был на­ коплен. Так что тема изменения себя и мира мне близка. А фэнтези – это ин­ струмент. В моих книгах много слоёв, и мне интересно, чтобы читатель сам на­ ходил смыслы. Фэнтези помогает рас­ крывать замысел, героя, заложенную идею.Современнаяпроза, намойвзгляд, мертва: чтобы написать книгу, нужно следовать определённым законам, а я этого делать не хочу. Творить мир с нуля со своими правилами, вынуждающими героя подходить к пику его способно­ стей, – это позволяет только фэнтези. И пока человечество не сорвалось со свое­ го шарика, жанр будет востребован и ак­ туален. Я популяризируюи остаюсь вер­ ным литературе фронтира (буквальный перевод с английского frontier – граница между освоенными и неосвоенными посе- ленцами землями, в художественной ли- тературе ему соответствуют мотивы «открытой дороги», «пионерства», геро- ического покорения природы, борьбы. – Прим. авт. ). В настоящий момент ра­ ботаю в формате эпического фэнтези, это такое литературное направление. В январе выйдет книга «Великие спя­ щие», она станет завершающей в три­ надцатилетней эпопее под названием «Дорога домой». Правда, никогда не ду­ мал, что работа над серией так затянет­ ся. Но только эпопея, как мне кажется, позволила раскрыть тот потенциал ге­ роя, что был заложен в самом начале. – Лев Толстой утверждал, что иногда его герой начинает жить самостоятельной жизнью и сам поворачивает сюжет. А как ведёт себя ваш герой, переходя из тома в том? – Он играет по моим правилам. Ещё в 2003 году, когда серия была замыслом, я точно знал, чем всё закончится. То есть сюжеты у меня полностью проду­ манные. Это сложно, поэтому подго­ товка к каждой книге занимает от не­ скольких месяцев до нескольких лет. Но это того стоит. И только так можно написать большую серию. Во всяком случае, именноэтоясчитаюпрофессио­ нальным подходом. – Не могу не спросить. Вы награждены огромным количеством именных меда- лей: Гоголя, Лермонтова, Бунина, Грибо- едова и орденом Маяковского… – Я к этому отношусь спокойно и всем того же советую. Благодарен за внима­ ние к себе, но не зацикливаюсь на этом. – Вы утверждаете, что профессионалом считается писатель, издавший десять книг. Грибоедов стал классиком, а следо- вательно, и профессионалом, написав единственное «Горе от ума»… – Не забывайте уровень образования элиты того времени – даже советская школа рядом не стояла. Писателиклас­ сики обладали огромным багажом зна­ ний, умений, чувствований и могли в одном произведении всё выразить и войти в когорту лучших, которых чита­ ют по сей день и ещё много лет не пере­ станут читать. Современным авторам сложнее, опыта меньше, мастерства – вот и нарабатываем его от книги к кни­ ге. Правда, классический формат ушёл в прошлое, начиная с пятидесятыхше­ стидесятых годов двадцатого века пи­ шут уже подругому. – Вы позиционируете себя как патриота- радикала. Это как? – Черчилль сказал: «Кто в молодости не был радикалом, у того нет сердца. А кто с возрастом не стал консерватором, у того нет ума». В молодости я был сто­ ронником жёстких мер, радикальных. Встреча писателя Виталия Зыкова со своими земляками-читателями в Липецкой областной научной библиотеке № 51 (485), 11 – 17 декабря 2017 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz