Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)

27 культура И М Я …Нина Заречная – Ольга Овчинникова № 48 (482), 20 – 26 ноября 2017 г. Посмотрите, как Толстые популяризиру- ют наследие своих гениальных предков! А Чехов, по сути, остался на попечении вашего отца. – А теперь стал и вовсе сиротой… Хо- чется надеяться на лучшее. Меняются режиссёры, меняются директора музе- ев. Но жизнь продолжается. Что-то бу- дет впереди. Когда липецкая труппа на фестиваль не приезжает, я горюю. Па- хомовский театр в Мелихово – это тра- диция, которая должна сохраняться несмотря ни на что. Пусть у руля театра стоят другие режиссёры, но им необхо- димо продолжать начатое Пахомовым дело – бережного обращения и с чехов- ским наследием, и с чеховской землёй. – А почему Чехов? – В 1949 году инвалид первой группы, почти слепой отец пешком пришёл в Мелихово и стал работать... директо- ром музея. И сделал его культовым ме- стом. Врачи рисковали, выдавая папе рекомендацию о трудоустройстве, в те послевоенные годыинвалидов увозили с глаз подальше. Шах-Азизова считала отца чеховским человеком. В следую- щем году Юрию Константиновичу сто лет. И недавно произошла совершенно мистическая история – в спецохране Института Российской истории нашли семьдесят шесть работ, которые отец рисовал в окопах. Считается, им напи- саны триста портретов, не все ещё об- ретены. Как здесь не вспомнить булга- ковскую фразу, что рукописи не горят… С Пахомовым моего отца тоже соеди- нил Чехов. Они были разными людь- ми, но на многие вещи смотрели одина- -О баяние Мелихово было в дивной патриархальности, которая теперь уходит из нашей жизни и из Мелихово тоже. Обрывки этой тёплой жизни становятся дорогим воспоминанием. Приехал из Москвы автобус, переполненный мхатовцами. Помню Олега Ефремова в авдеевской избушке, который говорил, что он никуда отсюда не поедет, ни на какую конференцию, он хочет жить тут. Они удивительно сдружились с Юрием Константиновичем Авдеевым. Знаменитая страница жизни Мелихово связана с липецким театром. Приехали провинциальные актёры, немножко с апломбом. В ту пору, может быть, даже не слишком культурные. И что- то Авдеев с ними сделал. Зрительно помню этот тёмный вечер, непогоду. Все набились в избу. Авдеев тихо о чём-то говорил с актёрами. Потом Владимир Пахомов плакал. Что называется, «человека перевернуло»: что-то с ним сделалось. С той встречи началась огромная полоса в русской культуре, когда провинциальный Липецк стал чеховской столицей России. И с тех пор каждый год, без перерыва, они приезжали в Мелихово к Авдееву, а потом в память о нём… Татьяна Константиновна ШАХ-АЗИЗОВА, критик, театровед: ково. И умели любить Антона Павло- вича искренне и преданно. – А вам эта любовь передалась? – Я очень долго пьесы Чехова не пони- мала и не принимала. Хотя посмотрела все спектакли, какие только были воз- можны в Москве. Но когда в Мелихово привезли из Липецка «Дядю Ваню», я вдруг впервые почувствовала, что не только перенеслась в чеховские време- на, но и сама стала участницей собы- тий. Так что яЧехова приняла через ли- пецкий театр. Вот почему я так привя- зана к Пахомову – он сделал для меня открытие. А ведь я – литературовед, работала тогда в Институте мировой литературы, где готовилось тридцати- томное собрание сочинений Антона Павловича. Думается, что сегодня очень актуальны чеховские слова, что выше всего на земле правда, выше люб- ви, выше денег. – А почему, как вам кажется, Владимир Михайлович Пахомов так понял Чехова? – У него, я думаю, всё началось с Мели- хово. Потом он стал осмыслять, углуб- ляться в эту тему, проводить чеховские чтения. И Липецк действительно при нём превратился в центр изучения Че- хова. Когда Пахомов приезжал в Мели- хово, то не сидел на одном месте, не ле- нился и возил своих актёров – они по- бывали на полях, которые описаны в «Студенте», исследовали весь Чехов- ский район. Он старался глубоко по- нять не только Антона Павловича, его творчество, но и саму усадьбу. Это ме- сто казалось ему святым, как и отцу. Папа плакал, когда погибало старое де- рево, считал, что оно связывало нас с Чеховым. Пахомов в Мелихово перед спектаклем всегда обращался к небу, прося хорошей погоды. И действитель- но, словно бы разгонял тучи – такая у него была энергетика. – Или вера в чеховское слово. А сегодня его слово слышат? – Оно значимо для людей, которые вчитываются в тексты и заново откры- вают для себя писателя Чехова и его Россию. – Когда читаешь некоторые рассказы Ан- тона Павловича, понимаешь, в какой гря- зи жили русские люди, крестьяне, в ка- кой тьме невежества. Конечно, не все и не везде. Но в какой-то момент они поня- ли, что не хотят так жить! – В Мелихово жили очень бедно. Когда Чехов-врач приходил в деревенскую избу, люди извинялись за грязь и не- устройство в доме, а Антон Павлович на это и внимания не обращал, понимал, какимтяжело. Еслиунегокрестьяне во- ровали брёвна, говорил, мол, ничего, им нужнее. Дом, в котором Чехов жил, местные в конце двадцатых годов разо- брали. Когда его восстановили, старо- жилы деревни воссоздали и чеховскую клумбу с маргаритками. Кстати, цвет- ник разбивалиженщины, отцыкоторых хорошо знали Антона Павловича. А сейчас эту клумбу снесли и поставили на её месте скамейки для удобства публи- ки! Зрители сидят и давят каблуками эту землю, маргаритки, которые всё равно прорастают из земли, и не понимают, зачем и почему их давят. При моём отце и при Пахомове такого просто быть не могло – они бы этого не допустили! . Евгения ИОНОВА, Владимир БОРИСОВ (фото)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz