Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)
26 культура И М Я В гостях у друга отца Ольга Ускова (Авдеева) Юрий Авдеев и Михаил Пахомов Май 1988 года. И зрителей был полон зал… Липецкая «Чайка» в Мелихово… «Маргаритки не понимают, зачем их давят» Ольга Юрьевна Ускова (Авдеева), спе- циалист по русской литературе XIX-ХХ веков, музейный работник, журналист, дочь основателя и первого директора Государственного литературно-мемо- риального музея-заповедника Антона Павловича Чехова «Мелихово» Юрия Константиновича Авдеева, была го- стьей фестиваля «Лица друзей». Она поделилась с «Итогами недели» воспо- минаниями о своём легендарном отце и его товарище Владимире Пахомове. – Ольга Юрьевна, почему вы сегодня в Липецке? – Я здесь не впервые. На этот раз я при- ехала к другу моего отца. Они познако- мились благодаря очень авторитетно- му театроведу Татьяне Константиновне Шах-Азизовой, которая осенью 1981 года привезла Пахомова в Мелихово. Было темно, моя мама испекла пирож- ки, папа и гости вели неспешный тёплый разговор. Как вспоминала Та- тьяна Константиновна, она сама не по- няла, что произошло, но Владимир Михайлович вышел на крыльцо и за- рыдал. Шах-Азизова говорила, что трудно было себе представить такого мощного, никого не боявшегося Пахо- мова в слезах. Следующей весной ли- пецкий театр привёз первую «Чайку». Тогда пошёл дождь, все стояли под зон- тами, а когда он закончился – запели птицы, и мы посчитали, что театр про- шёл проверку на природную органич- ность. Тогда мама сравнила липчан с молодыми вахтанговцами. Пахомова с отцом связывала мечта о соединении театра и музея. И Влади- мир Михайлович к этой теме подходил очень деликатно, никогда не тянул оде- яло на себя. Если он ставил спектакль на поляне, то привозил ковры, чтобы не помять траву. Очень бережно отно- сился к каждому мелиховскому цветоч- ку, к каждому дереву. И так делал лишь он один. Сейчас только ленивыймузей- щик не сотрудничает с театром, но та- кого правдивого соединения, как у Па- хомова и Авдеева, больше не случи- лось. В последний раз, за полгода до смерти, Владимир Михайлович при- ехал в Мелихово. Моего отца тогда уже не было в живых. Фестиваль «Мели- ховская весна» проводили другие люди, которые со сцены несли какую- то чушь. Не выдержав этой гнусности, Пахомов, а он был уже без ноги, боль- ной, просто взлетел на сцену, чтобы прекратить творящийся беспредел. За столами сидели зрители, купившие до- рогие билеты, но не имевшие представ- ления о приличиях, – хозяева жизни. Когда начал говорить Пахомов, все за- тихли, наступила тишина... Спуститься со сцены после этой речи у Владимира Михайловича сил не осталось, ему по- могли. В моей памяти это событие осталось навсегда. Как же Пахомов не- навидел пошлость! Ему так хотелось сохранить фести- валь в первозданной чистоте. – А возможно ли это? – Анджей Вайда когда-то сформулировал девиз совре- менности: «Всё на продажу». К сожалению, мы до сих пор так и живём. «Мелиховская весна» продолжается, там случаются и хорошие спек- такли. Но такого бережного подхода к усадьбе, такого тре- петного подхода к Чехову всё- таки нет. К музею сейчас от- носятся как к декорации. – С чем это связано? Быть может, с семейной трагедией Чехова, не оставившего наследников? № 48 (482), 20 – 26 ноября 2017 г. В октябре 1941 года Юрий Авдеев ушёл добровольцем на фронт, попал в Третью Московскую коммунистическую стрелковую дивизию, защищавшую столицу. Позже он освобождал Новгородскую и Ленинградскую области, Прибалтику. Сначала был связистом, а потом – артиллерийским разведчиком в истребительном противотанковом полку и миномётном дивизионе. Награждён солдатской медалью «За отвагу». И каждую свободную минуту на фронте Юрий Константинович рисовал. С сентября 1942 года создавал портреты героев-однополчан, вернувшихся с поля боя. наша справка
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz