Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)
29 культура В Ы С ТА В К А выставки Священная память друга детства, скульптора Андрея Красулина Символический памятный знак Шаховского и последняя ученица Фаворского, график Ирина Коровай № 47 (481), 13 – 19 ноября 2017 г. курс на проект памятника Осипу Ман- дельштаму, я, никогда не участвовав- шая ни в одном конкурсе, вдруг проя- вила настойчивость и вцепилась в него железной хваткой. Это было моё! Па- мятник представила сразу. Но всегда меня останавливала фигура: если сде- лать её одетой, то она не отвечает мое- му представлению о высокой поэзии Осипа Эмильевича. Когда я начинала делать его брюки и пиджак, выходил какой-то местечковый еврей — и я оставляла затею. И вдруг буквально в одну секунду придумала идею головы и блоков. Когда показала эскиз Дмитрию Шаховскому, он, очень скупой на по- хвалы, сказал немало хороших слов, что меня и обрадовало, и озадачило. А потом добавил, что в конкурсе мне ло- вить нечего. Но через несколько дней перезвонил и предложил реализовы- вать проект втроём, пригласив ещё и архитектора Александра Бродского. Вот так мы и выиграли этот конкурс, обойдя очень маститых конкурентов. Шаховские стали для меня не только учителями, друзьями, единомышлен- никами, они – моя вторая семья. Частью московского «десанта», выса- дившегося в Липецке на открытии вы- ставки Шаховского, был и друг детства Дмитрия Михайловича, скульптор, ис- кусство которого критики называют «развитием органической традиции русского авангарда», – Андрей Нико- лаевич Красулин. – Я приехал на встречу с Димой. Свя- щенная память… Остановить меня и оставить в Москве могли только непре- одолимые обстоятельства. Дмитрий Шаховской был самым важным чело- веком для большого круга людей. Но у него не было ни малейшего ощущения миссии. Он был остроумен, беспоща- ден к себе, лёгкий, энергичный, с уди- вительным чувством юмора. Вот хожу я по залам галереи и понимаю, что тоже являюсь экспонатом этой выставки, потому что чувствую себя его произве- дением. Мы с ним встретились в шесть- десят каком-то году после окончания института. И уже больше никогда не разлучались. Я не просто помню его остроты и замечания в творчестве, в обыденности, я живу, как бы согласо- вываясь с ним. До сорока лет мы очень весело проводили время, любили погу- лять. Потом жизнь устроилась немного иначе. При этом мы оба всегда понима- ли, что нет абсолютного погружения в искусство, нет ничего очень серьёзного – разрубить полено может и идиот. Он никогда не был ментором, но его слова до сих пор как инструкция. Дмитрий Шаховской – человек, абсолютно ли- шённый какой бы то ни было фальши, пафоса, идеи. Он не придавал своему таланту большого значения, не заду- мывался о карьере. Среди тех, кто хорошо знал мастера, был с ним близко знаком, –Юрий Дми- триевич Гришко, липецкий скульптор, народный художник Российской Феде- рации: – В 1961 году я оказался в доме творче- ства в Переславле-Залесском. И там по- знакомился с выдающимся скульпто- ромИринойФёдоровной Блюмель, она преподавала и вела аспирантуру в Выс- шем художественном училище имени Строганова. Ирина Фёдоровна предло- жила мне поступить к ней в аспиранту- ру и переехать в Москву. Я не согласил- ся: у меня только родился сын, и я не чувствовал себя комфортно в столице. Но это обстоятельство не повлияло на нашу дальнейшую дружбу и моё учени- чество. С Виленом Дворянчиковым мы стали раз в месяц ездить к ней в гости, останавливались в мастерских скуль- пторов, которые располагались во Вла- дыкино. Там-то она и познакомила меня с Шаховским, с Жилинскими, с Фаворским. ДмитрийМихайловичШа- ховской тоже принял участие в моём образовании, делал замечания. Он и Ирина Фёдоровна приносили нам жур- налы и книги с работами гениальней- ших скульпторов разных эпох. Шахов- ской меня удивлял тем, с какой лёгко- стью он работал, как быстро переклю- чался на другую тему. Он никогда не кичился своим мастерством, а жил про- стой жизнью большого художника. . Евгения ИОНОВА, Денис НЕЧАЕВ (фото)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz