Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)
28 культура В Ы С ТА В К А За спиной Елены Мунц только часть гостей и устроители Юрий Гришко у макета памятника Осипу Мандельштаму Дети мастера Иван и Наталья Шаховские с художником Феликсом Бухом № 47 (481), 13 – 19 ноября 2017 г. Образ – самое важное, что есть в рабо- тах ДмитрияМихайловича. Почему мы на него ссылаемся и опираемся до сего дня? Шаховской – художник, который генерировал пластические идеи начи- ная с шестидесятых годов и до послед- них дней своей жизни. При этом он не обладал даже здоровым честолюбием, чтобы претендовать на авторство. Он выдвигал идею, формулировал и отпу- скал. А лавры Дмитрий Михайлович отдавал тому кругу художников, в кото- ром вырос. Дмитрий Михайлович был кумиром для огромного числа живо- писцев и монументалистов. Он обладал лучшими качествами, был очень прав- дашним человеком. Ему присущи уди- вительная человеческая чистота и неи- моверная сердечная глубина. Невоз- можно допустить, чтобы он на микрон сфальшивил как в творчестве, так и в жизни. Правда была его естеством. Сыновья лепта В судьбе ДмитрияМихайловичаШахов- ского история нашей страны отразилась особымобразом. Он– сын священника и философа Михаила Владимировича Шика и историка, литератора, урождён- ной княжны Натальи Дмитриевны Ша- ховской. Отца Дмитрия Михайловича расстреляли на Бутовском полигоне в 1937 году. Спустя десятилетия скульптор вместе со своимсыномИваномпоставил на месте массовых расстрелов в Бутово деревянный храм Новомучеников и Ис- поведников Российских. В подростковом возрасте ДмитрийМи- хайлович попал в дом друга отца, гра- фика, живописца-монументалиста, пе- дагога и теоретика изобразительного искусства Владимира Андреевича Фа- ворского, впоследствии женился на его дочери Марии, тончайшей художнице- керамисте. Теперь их дети и внуки про- должают династию и хранят наследие своих гениальных предков. В Липецке работы отца представлял сын Иван ДмитриевичШаховской. –Для отца было принципиально важно поставить на Бутовском полигоне и по- клонный крест, и храм. В семье об этом говорили всегда. Правда, не сразу стало известно место захоронения деда, свя- щенника Михаила Владимировича Шика. Сначала открыли документы, затем проверяли их достоверность, и только потом мы с отцом поехали в Бу- тово и увидели этот страшный полигон, заросший метровым борщевиком и гу- стым леском. И с того момента стали там периодически бывать. Так что и по- клонный крест, и церковь – это есте- ственное желание сына помянуть свое- го убиенного отца. Помогли и время, и смена власти в нашей стране, и новое обретение веры, и возвращение церк- вей верующим. И художники пришли на помощь церковному искусству, ко- торое находилось в кризисе, принялись ставить храмы, расписывать их вну- треннее убранство. Расставанье обещает встречу впереди Некоторое время назад Иван Дмитрие- вичШаховской и скульптор Елена Вла- димировна Мунц поставили на могиле великого русского писателя Валентина Распутина в иркутском Знаменском женском монастыре памятник-крест. А ещё раньше совместная работа Елены Мунц с уже Дмитрием Михайловичем Шаховским вылилась в удивительную скульптурную композицию, посвящён- ную Осипу Эмильевичу Мандельшта- му, украсившую перекрёсток между Старосадским переулком и улицей За- белина в Москве. Благодаря представ- ленному на выставке макету памятника Мандельштам, неординарный и очень одарённый поэт, как бы снова вернулся на липецкую землю. В годы травли Осип Эмильевич некоторое время жил в Задонске. – Я познакомилась с творчеством тогда запрещённого Мандельштама ещё в молодости, – рассказывает Елена Вла- димировна. – Его поэзию открыл мне муж, писатель Владимир Кормер. Ман- дельштам взволновал, перевернул, по- грузил в совершенно новый для меня мир. И уже тогда в мастерской стала создавать его образ. Можно сказать, что на протяжении всей жизни я делала Мандельштама. И когда объявили кон-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz