Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)

26 общество С О Б Е С Е Д Н И К Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Злобин Воргол. В ней венчались родители Бунина. В XXI веке её подняли из руин всем миром, который объединил местный дружинник Александр Алексеевич Родионов кая, но рациональная, она умна, но души там не чувствуешь. Мопассан и Чехов написали произведения на почти одинаковуютему, но еслиАнтонПавло- вич свою «Даму с собачкой» жалеет, то французский классик «Пышку» – нет. Русскуюлитературу по чувствам и узна- ёшь. Бунин же – величайший лирик в нашей культуре. У него мерцающая душа. Ему сюжеты не нужны, достаточ- но мельчайших деталей природы, ли- сточка, трепещущего на ветру. Душа его пронзительно чувствовала жизнь. – Вы сказали, как жалеете о том, что про- винциальное время ушло. Что такое про- винциальное время? – Это земля, тишина, речь народная, небо, звёзды... Уже только этиммыбли- же к Богу. Это много созерцательных дней и часов. Нами в городе совершен- но потеряна возможность созерцать. Мы всё время видим общество, а нужно созерцать мир, в которомживёшь, и ко- торого больше уже никогда не будет, только здесь, на Земле. Поэтому я лю- блю перемещаться в поездах. Вроде бы и дорога знакомая, и пейзажи за окном узнаваемые, но начинается твоё движе- ние в мир, и ощущение долготы време- ни возвращается, вдруг в душе включа- ется музыка. Мне порой кажется, что после того, как, глядя в окна поездов, автобусов и машин, мы перестали удив- ляться и восхищаться величиной и про- странством своей Родины, вот и не за- метили, как упал и Советский Союз. – Очень уж советское понятие – провин- ция? Раньше люди где жили, там и был их престол, они ставили большие церкви в маленьких деревнях и считали, что так быть и должно: где родился, там и сго- дился. – Я почему-то уверен, что даже екате- рининские вельможи так не тосковали в своих далёких от столицы имениях, как нынче скучают многие наши совре- менники на пригородных дачах. А про- стой люд из деревень за своюжизнь ни- когда и не выбирался. Редко кто доедет до ярмарки или пойдёт в паломниче- ство. И в этом никакой потери не было. Что уж такого мы увидели, оторвав- шись от своего дома? Сейчас я пишу о матери, и всё спрашиваю себя: зачем я уехал, зачем я родню свою покинул? Разве я родился, чтобы обрести новых знакомых? Нет, я родился, чтобы жить со своими! Надо жить-то со своими. У меня это, к сожалению, не получилось. – Готовясь к интервью, прочитала ваши слова: у нынешнего крестьянина состав крови стал другим… – Конечно, сейчас крестьянин уже не тот. Когда я писал «Брянских», то встре- чался с последним удивительным на- шим крестьянством. Покойный поэт Виктор Боков, проживший большую жизнь, по дороге в Тамань в 1971 году вспоминал, как до войны видел воро- нежских крестьян. Больше, по его сло- вам, уже никогда похожих людей не встречал. Перевелась порода. Русское крестьянство в большинстве своём было верующим. То, что деревня стояла всегда пьяная, – это брехня. А какие се- мьи были крепкие…Но вжизни есть всё. Иплохое, и хорошее. Нужно только раз- делять: каким было то плохое, и каким стало нынешнее хорошее. Вот старооб- рядцы столетиями хранят заветы и об- рядыпредков. Они разве похожи на нас? А ведь такой до реформы Никона была Русь! Пётр и вовсе всё поломал, следом – революция. Ажизнь продолжалась. – Но ведь Россия пойдёт вперёд и без нас, наших страстей, революций и помыслов. – Есть какая-то стихия жизни, которая от нас не зависит. Мы можем что-то по- ломать, нарушить, а стихия всё выров- нит. Так что не только Бог непознаваем, но и сама жизнь. Как после ельцинской заварушки, когда годами не платили зарплату, народ выжил? Непонятно. Как вырастил детей? И об этом никто не пишет. Ладно, войны, революции – это, как говорится, случай особый. А тут, в девяностые была нормальная мирная жизнь, пусть с дефицитом жен- ских сапожек и масла, но потом-то – полная разруха! Закрывались заводы, уничтожались колхозы, земля и техни- ка продавалась. Как выжили?! – А сейчас как живём? – Трудноживём…Особенно деревне тя- жело. Деревни бегут куда-то, погибают. Вот лермонтовское место почти погиб- ло – одни дачники. А это уже другая жизнь. Раньше всё было надёжнее, мы не боялись, что из квартиры выгонят за неуплату, что мы не получим образова- ние, что не сможем попасть к врачу… Страна была защищена. А сегодня я ду- маю: а если война? Я уехал из Сибири в такую даль и выучился. Матушка дер- жала корову, затем Хрущёв корову ото- брал. Это была трагедия. Но меня бы никогда не бросили – ни семья, ни госу- дарство. А сейчас? – Вы о себе говорите: у нас в доме не было культа культуры, зато была корова… № 44 (478), 23 – 29 октября 2017 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz