Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)

Макар вызов принял. Задача – не устояла Макар Волков из ростовского города Батайск нашёл решение знаменитой задачи древнегреческого учёного Паппа Александрийского, над которой ломали головы лучшие математики мира Н а протяжении последнего столетия учёные пытались решить эту задачу или хотя бы сформулировать её в общем виде. Удалось это сделать русскому пареньку Макару Волкову под началом научного руководителя, кандидата физико-математических наук Южного федерального университета Михаила Гурова. Произошло это, когда Макар ещё учился в батайском лицее и Центре дополнительного образования. Со своим открытием Макар стал победителем суперфинала конкурса «Учёные будущего» в Москве и лауреатом Всемирного конкурса научных и инженерных достижений школьников в Лос-Анджелесе ISEF-2017. Задача имеет очень интересную историю. Её сформулировал древнегреческий математик Папп ещё в IV веке. В XVII веке она была доказана для частного случая, но кто это сделал, история умалчивает. «Вызов на задачу» принимали многие. Последние сто лет особенно. Давали эту задачу и машине. При этом использовали самые сложные, невероятные методы. Макар с преподавателем проверяли формулы множество раз и поняли, что нашли правильное решение. Машина, которая на это заточена, не смогла, а Макар смог! 24 общество Л И П Е Ц К А Я Ш К О Л А в тему № 43 (477), 16 – 22 октября 2017 г. То есть нам вроде бы дают что-то очень выгодное, а на самом деле подкладыва- ют кота в мешке. Потому что ноль с вос- клицательным знаком в математике – это единица! Так что ни о какой скидке речи даже не ведётся. Наоборот, под- давшись на уговоры, мы ещё и перепла- тим. Обман основан на нашей же мате- матической безграмотности. И судить- ся не стоит с недобросовестными ре- кламодателями – они-то люди подкованные, обоснуют своё обогаще- ние нашим же невежеством. Для меня культурная составляющая любой науки очень важна. Нельзя пре- подавать только сухие факты, нужны ещё и исторические экскурсы, знаком- ства с биографиями учёных, разговоры о пользе того или иного изобретения для человечества. Нынешние «цифро- вые дети» очень одарены, в том числе и творчески, они рисуют с помощью мышки на экране монитора компьюте- ра, как на холсте кистью. Вот вам и син- тез гуманитария и технаря. Мы с учени- ками любим выезжать на экскурсии и всегда стремимся попасть в научные музеи. Мне важно, чтобы дети видели, как жили учёные, как формировались их личности. Школьники, кстати, обо- жают лабораторные работы – это тоже синтез научных и творческих способ- ностей. И всё-таки необходимо вызы- вать у детей положительные эмоции, только тогда и они, и взрослые будут счастливы. – То есть вы не видите опасности в сме- щении урочной системы в школе в мате- матическую сторону? – Нет, опасности я не вижу. Ребёнок должен выходит из стен школы со сло- жившимся целостным восприятием окружающего мира. В школе, как мне кажется, всё сбалансировано. А вот си- стема дополнительного образования направлена более в техническую сторо- ну. Но это уже заказ государства, кото- рому сегодня очень нужны инженеры. – Россия – страна иррациональная. Же- лание погрузить её в рационализм – это слом жизненного уклада и мироощуще- ния или же просто время пришло? – Пока нам трудно оценить цели и ре- зультаты рационализации. Нужно вы- пустить во взрослую жизнь одно циф- ровое поколение, чувствующее ответ- ственность за своё будущее и за буду- щее страны. – Спасибо, Алла Александровна, за бесе- ду. Вся надежда – на наших детей. Они – вырулят. . Евгения ИОНОВА, Анатолий ЕВСТРОПОВ (фото) Встреча лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года» с Президентом России Владимиром Путиным. 2015 год. «Сириус» Василий ЕРМАКОВ, российский математик и механик (XIX в.): Правильное занятие математикой делает человека хорошим мыслителем. Мыслитель же годится ко всякому делу и на всяком месте. Наоборот, плохой мыслитель, обладай он хотя бы большими энциклопедическими познаниями, везде принесёт мало пользы; он может быть полезен своими знаниями и быть хорошим исполнителем, но его нельзя поставить во главе какого бы то ни было дела

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz