Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)
22 общество Л И П Е Ц К А Я Ш К О Л А Высшая школа откликается на запросы государства. Сейчас потребность в инженерах, аграриях, техниках Юный ракетостроитель из Задонска Володя Щедрин (слева) с такими же талантливыми сверстниками во Всероссийском образовательном центре «Сириус» № 43 (477), 16 – 22 октября 2017 г. онной системой, сенсорным экраном или каким-то сервисом – всё уже зало- жено в его базовые умения. Мы в гим- назии пользуемся электронным журна- лом и дневником, ученики даже вопро- сов не задают, как загрузить приложе- ние. С нынешними школьниками нужно уметь работать по-новому, не так, как нас учили. Дети, рождённые в «Цифре», ещё толь- ко учатся в начальной школе или в среднем звене. Вот когда они выпустят- ся, поступят в вузы, начнут себя прояв- лять как личности-специалисты, тогда всё и станет ясно. Но то, что нынешние ребята гораздо легче ориентируются в информационной среде и быстрее к ней адаптируются, – бесспорный факт. Проблема – в «клиповом мышлении». Они не любят читать большие тексты, им легче ознакомиться с краткой ин- формацией, посмотреть картинку и сделать определённый вывод. Задача школы – развивать системность мыш- ления, учить понимать – где истина, а где ложь, искать доказательства не только в Интернете, но и в научной, справочной литературе. Мои уроки информатики за шестнад- цать лет преподавания в школе очень изменились. Если раньше уходил не один месяц, чтобы научиться держать мышку в руке и нажимать на правиль- ные кнопочки, то сейчас с пятикласс- никами мы на это время не тратим, а сразу же приступаем к работе с инфор- мацией. Кстати, не все мои уроки ин- форматики проходят за компьютера- ми, мы работаем и с бумажными носи- телями, с книгами, изучаем тексты, преобразуем схемы в связные расска- зы. Уроки же физики в этом отноше- нии более консервативны. – А сегодня цифра важнее буквы? – С точки зрения информатики цифра и буква – это символы. И закодировать информацию можно как буквой, так и цифрой. Если они выставляются в определённой последовательности, то имеют определённый смысл. Но глав- ное – не сам символ, а смысл, который за ним кроется. – Проблема роботизации, машинизации, изменений сознания человека – темы не- лёгкие. Озабоченность тем, что роботы заменяют на работе человека, выражает уже Патриарх. Видите ли вы в этом про- блему? – Не думаю, что на сегодняшний день это так уж актуально. Гораздо острее проблема трудовых мигрантов, кото- рые берутся за любую работу, потому что у них нет иного выбора. А ведь мно- гие их задачи под силу выполнить именно роботу. Конечно, нам многое подвластно, человеческий мозг уника- лен и до сих пор не познан в полной мере. Но когда речь заходит о перера- ботке и анализе большого массива дан- ных, человек уступает машине. Мы даже не замечаем, как триллионы опе- раций в секунду обеспечивают нам, к примеру, безопасную логистику желез- нодорожных перевозок или авиапере- лётов. В фильме «Игра в имитацию» целые отделы первоклассных матема- тиков пытались разгадать шифр Эниг- мы, пока Алану Тьюрингу не пришла в голову идея, что делать это должны не люди, а такая же машина, как Энигма. Тут игра другого порядка. Так и с про- никновением роботов в нашу жизнь. Откажемся, устранимся – потеряем многое, потому что будущее за страна- ми, в которых роботы (не андроипо- добные) являются помощниками чело- века. Но доверять часть нашей жизни искусственному интеллекту нужно максимально осторожно. Мы должны учить людей, которые будут на голову выше машин. – Герман Греф выразил обеспокоенность тем, что сегодня цифровая копия заменя- ет личность, что люди перестают общать- ся по-старому, им легче в соцсетях пред- ставляться как-то иначе и жить не своей жизнью. – За цифровым дублем, подобием чело- век старается скрыться или приукра- сить себя. Это наблюдается очень часто среди подростков, которые со свер- стниками не умеют и даже боятся нахо- Алла ВОЛКОВА: В жизни, как в обычной, так и в цифровой, скрыто много опасностей. Нужно просто о них знать. Здесь работает принцип: предупреждён, значит вооружён
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz