Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)

фестивали Чтобы вырастить достойного гражданина своего Отечества, нужно прививать любовь к истории. . . № 40 (474), 25 сентября – 1 октября 2017 г. 13 главная тема Л И П Е Ц К А Я Ш К О Л А увидела черновик этого стихотворе- ния, поняла, в чём причина. Последние стихи Лермонтовым все исчерканы. Он долго работал над словом. И эта сбив- чивость осталась где-то поверх строк. Её чувствуешь, и тоже начинаешь сби- ваться. – Один замечательный липецкий школь- ник, уникум-математик, мне в разговоре как-то сказал, что математика настолько гармонична и красива, что ею вполне можно поверить красоту и гармонию Божьего замысла. А? Каково? И это мне- ние восьмиклассника. Но огромное чис- ло современных поэтов-писателей, на мой взгляд, разрушают и красоту языка, и стройность мироздания. –Это только подтверждает то, о чёммы уже говорили. Язык быстро реагирует на изменения человека. Писатель, пло- хо владеющий языком и пытающийся говорить со своим современником, – это тоже знак сегодняшнего времени. Какие мы, такое слово у нас и о нас. Люди, тонко чувствующие язык, сейчас мало пишут. И это неслучайно. Писа- тель, уходящий в молчание, – дурной знак для эпохи. Любые катастрофы случаются тогда, когда начинается нравственный кризис. Сегодня нужно научиться друг друга любить, жалеть, понимать. С разрушением гуманитар- ного образования уходят и понятия че- ловеколюбия. – Парадоксальный Эйнштейн считал, что образование – это то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему учили. – Образование – это всё-таки не обуче- ние, а создание личности. И воспита- тельный аспект в образовании очень силён. Я периодически бываю в сред- ней школе села Вторые Тербуны. Там работает несколько социальных проек- тов. Один из них взаимообогащающий: бабушки и дедушки школьникам песни поют, играют на старинных инструмен- тах, учат что-то мастерить, а ребята старикам открывают мир компьютера. – То есть учитель должен учить детей тому, во что сам верит, что сам любит. – Учитель – это служение. Любое слу- жение – нравственный подвиг. На это тратятся огромные внутренние силы. Быстро наступает профессиональное выгорание. – Вера Сергеевна, посыл-то правильный и хороший. Но ведь каждому нужно кор- мить свои семьи. И тогда все на своих ра- бочих местах должны служить Богу и Отечеству, а не возлагать эти почётные обязанности только на педагогов, врачей и священников. – В обществе нужно воссоздать культ человека на своём месте. Мы должны научиться любить свою Родину и гор- диться ею. Ведь земля наша – это прах предков. У Захара Прилепина есть эссе «Кровь поёт, ликует почва». В нём он пишет, как наблюдал за своим двухлет- ним сыном, который босиком ходил по земле, присматривался, не налипло ли что на пяточки. Так вот, писатель за- ключает, что растворённые в почве сердца его деда и прадеда ликуют, под- держивая эти пяточки. – Быть может, государство уповает на ма- тематиков, потому что они более управ- ляемы? – Легче управляемы филологи. Для них первично слово, а слово в эпоху постмодернизма – хорошо продавае- мый товар. Когда-то Виктор Пелевин написал роман о филологе, влившемся в рыночную экономику, – Generation «П». Герой придумывал слоган к ре- кламе сигарет, использовал для этого знаменитую фразу Чацкого: «И дым Отечества нам сладок и приятен». Как вы понимаете, под дымом предпола- гался дым сигарет. Вот это наиболее яркий пример того, что происходит со словом, а значит, с нашими душами. – Может, сам народ становится более ра- циональным, потому что не хочет быть облапошенным? – Сейчас говорят, что мы утратили то понимание народа, которое культиви- ровала русская литература. Появились синонимы «население», «масса», кото- рые раньше с народом не ассоциирова- лись. Но я думаю, что переживать по этому поводу не стоит. Ведь умом Рос- сиюне понять. Мыдаже не предполага- ем, что происходит в недрах нашего коллективного бессознательного, ка- кие там зреют силы. – По мнению пропагандиста гуманитар- но-личностного подхода к ребёнку педа- гога Шалвы Амонашвили, учитель – это посредник между детьми и духовными Вера РАСТОРГУЕВА: Одна из воспитательных обязанностей школы – вырастить гражданина, любящего своё Отечество Фото Сергея ЛИТАВРИНА Фото Геннадия ЛОГУНОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz