Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)
Фото Николая ЧЕРКАСОВА Малыши читают Михаила Юрьевича Лермонтова на его родной земле . . .в том числе через экскурсии и реконструкторские № 40 (474), 25 сентября – 1 октября 2017 г. главная тема 12 Л И П Е Ц К А Я Ш К О Л А Ленинград в Санкт-Петербург, что сти- рали в сознании молодёжи память о ле- нинградской блокаде. Нет места – нет события. Тоже самое можно сказать и о Сталинграде. В Париже, кажется, есть площадь «Сталинград». Но вот возник «Бессмертный полк». И оказывается, что всё не так плохо и в нас не уничто- жена национальная память. А это залог будущего. – А ведь ещё Константин Дмитриевич Ушинский утверждал, что школа – самый ревнивый хранитель национальной культуры, языка, духа народа. – Если перестают читать русскую лите- ратуру, значит идёт разрушение нацио- нального кода. Без литературы это бу- дет уже другой народ. То же самое мож- но сказать и про разрушение языка. Нужно всегда помнить библейское: «В начале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог». Когда мы расторгаем эти связи, возникают зияю- щие нравственные пустоты. Отсюда пресловутая коррупция, отсюда дети- убийцы. Язык быстро реагирует на по- добные трансформации. Обратите внимание, смайлики в телефонах на- ших детей заменили такие тёплые сло- ва: «я рад тебя видеть, слышать», «люб- лютебя». Вдетстве была песенка: «Точ- ка, точка, запятая – вышла рожица кривая». Сейчас она звучит угрожаю- ще, потому что многие так и восприни- мают человека. Мы разучились состра- дать, жалеть, понимать. Мы перестали слышать друг друга. А ведь Михаил Бахтин говорил, что жить – значит уча- ствовать в диалоге. Мы живём в недиа- логовое время. Одна из воспитательных обязанностей школы– вырастить гражданина, любя- щего своё Отечество. Как это делать се- годня? Николай Васильевич Гоголь в своё время подсказывал: нужно про- ехать по России. Редкие школы органи- зуют для учеников экскурсии в Ясную Поляну, Тарханы, Спасское-Лутовино- во, Константиново. Я помню, как по дороге в Михайловское пожилая жен- щина рассказывала, что она к Алексан- дру Сергеевичу Пушкину возила внука, а теперь везёт правнучку. Привести ре- бёнка к Пушкину, а это, напомню, рус- ский гений, можно только через Ми- хайловское и его последнюю квартиру на Мойке. Это не так уж и дорого. Нуж- но просто понимать: Турция или Бол- гария вашему ребёнку не даст ничего, а Михайловское запомнится надолго. И мне кажется, здесь должна работать го- сударственная программа. Не каждая семья может потянуть такую поездку. Своим ученикам я всегда привожу в пример музей Льва Толстого в одно- имённом посёлке, где на стене комна- ты, в которой провёл последние земные часы гений русской словесности, со- хранился на обоях абрис тени умерше- го писателя. Музейные работники сбе- регли этот рисунок в годыреволюции, в Гражданскую войну и Великую Отече- ственную. Каков был уровень их духов- ной культуры! Насколько интересно и полезно смотреть документальную съёмку похорон Толстого, когда перед его гробом на колени встали тысячи и тысячи утончённых господ имужиков в зипунах. Сейчас такого духовного ав- торитета в России нет. Недавно ушёл великий Валентин Григорьевич Распу- тин, раньше – великий Виктор Петро- вич Астафьев. Но общество не замети- ло духовной потери. А эти люди были совестью нации. Школьники же их произведений почти не читают. Думаю, пришло время, и уже давно, менять школьную программу чтения, нужно предлагать детям иных авторов, совре- менников, пишущих на актуальные темы. – Удивительное дело, как наши знамени- тые писатели становились властителями дум, будучи технарями по образованию. Евгений Замятин – кораблестроитель, то есть инженер. Всё его творчество прони- зано борьбой против механизации чело- века, превращения его в машину… – Владимир Маканин окончил мехмат и стал очень хорошим писателем, Алек- сандр Иличевский – физик и матема- тик – оказался тоже неплохим писате- лем. Михаил Афанасьевич Булгаков, Антон Павлович Чехов, и список этот можно продолжать долго. Талант – вещь мистическая, его природа не раз- гадана. Скажу неоднозначную вещь: профессиональные филологи пишут плохо, за исключением, пожалуй, Та- тьяны Толстой и Евгения Водолазкина. Филологическое мышление – особое, мы оперируем другими дефинициями, понятиями. У человека с техническим образованием мышление рациональ- ное, не позволяющее расплываться мыслям и тексту. Существует энергия слова, которая передаётся читателю и через бумагу книжной страницы. На- пример, я всегда напрягаюсь, когда чи- таю наизусть лермонтовское «Выхожу один я на дорогу…», боюсь сбиться на последних катренах. Когда в Тарханах
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz