Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)
28 культура В Ы С ТА В К А Портреты «Моршанской старины» глубокой В Липецком областном художественном музее открылась выставка «Моршанская старина». Проект впервые в таком объёме показывает коллекцию бытового портрета конца XVIII – начала XX веков № 38 (472), 11 – 17 сентября 2017 г. С орок портретов крестьян, ме- щан и купцов, написанных ху- дожниками-самоучками – жемчужина коллекции Мор- шанского историко-художе- ственного музея. Гости с Тамбовщины Этот межмузейный художественный проект – важное событие в культурной жизни двух регионов. В Липецке уни- кальная выставка открылась неслучай- но. История нашего края связана с Там- бовской землёй. В 1779 году Липецк и Моршанск вошли в учреждённое Ека- териной II Тамбовское наместничество и получили статус городов. Выставка соседей проходит в преддверии столе- тия Моршанского историко-художе- ственного музея. Он родился в 1918 году, когда в стране царила разруха и шла Гражданская война. Но коллекци- онеру, археологу, художнику-самоучке Пётру Иванову удалось каким-то чу- дом убедить местные власти создать музей. – Казалось бы, Моршанск маленький, ничем не примечательный город, зате- рявшийся в самой глубинке. Спрошлого века он носит статус «Исторический го- род России». На его улицах сохранились купеческие поместья, дворянские усадь- бы и старообрядческие дома. То есть и мы, и гости наши, прогуливаясь по ти- хим городским улочкам, наслаждаемся дыханьем старины глубокой. Моршан- цы очень любят свой музей. У нас есть коллекция картин известных русских живописцев Василия Поленова, Ивана Айвазовского. Выставка, которую мы привезли, необычна ещё и тем, что она представляет собой, помимо художе- ственной, историческую и краеведче- скуюценность, –рассказывает заведую- щая Моршанским историко-художе- ственным музеем Татьяна Гуркова. Купец Кожин Удивительные портреты купцов были собраны создателем музея Петром Ивановым. В советское время эти кар- тины просто выбрасывали на помойку как пережиток прошлого. Уникальные работы написаны моршанскими ху- дожниками-ремесленниками. У народ- ного портрета – глубокий контекст. Эта живопись относится к примитивному искусству, ей созвучны русский лубок, иконопись, старообрядческая культу- ра. Такие портреты украшали залы и столовые в богатых домах. Купцычасто путешествовали и поэтому предпочи- тали, чтобыкартинынапоминали, кто в доме хозяин. – Украшение нашей коллекции – пор- трет купца Дорофея Даниловича Кожи- на работы художника-самоучки Сурко- ва. Дорофей Данилович – человек с яр- кой внешностью, одет в добротный сюртук, на шее у него медаль, которую
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz