Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)
26 общество С О Б Е С Е Д Н И К Однако в последние годы формуле По- кровского особенно яростно поклоняют- ся западные исследователи. С их «объ- ективной» подачи и цари в России, начи- ная с Ивана Грозного, были исключи- тельно жестокими и кровожадными, и революции бессмысленными и беспо- щадными, и войны бездарными и агрес- сивными. Например, говоря о Второй ми- ровой войне, особо «продвинутые» ев- ропейские историки вспоминают не 1 сентября 1939 года, когда Германия на- пала на Польшу, а 23 августа, когда был подписан так называемый пакт Молото- ва-Риббентропа. – А вы хотели, чтобы они вспоминали обо всём, что предшествовало пакту о ненападении? О бесплодных перего- ворах СССР с демократическими Анг- лией и Францией? О Мюнхенском сго- воре? О дружеских посланиях Гитлера Пилсудскому и другим польским лиде- рам? О полном германо-польском вза- имопонимании при разделе Чехосло- вакии, когда не только Германия, но и Польша поспешила отхватить часть чужой территории. Об участии амери- канских компаний в возрождении не- мецкой промышленности? О том, что уже в середине тридцатых годов Гер- мания, воспользовавшись широкой поддержкой цивилизованного мира, начала выпускать одни из лучших в мире системы вооружений? Так что прежде чем говорить о войне, нужно решить, что считать её началом. Если непосредственные боевые действия, то с этим всё ясно. А вот если причины, то что древние латиняне называли ка- зус белли (повод к войне), то здесь нужно разбираться. И, возможно, даже вспомнить окончание Первой мировой войны. В частности, вагон маршала Фоша в Компьенском лесу, хозяин которого, заключив перемирие с Германией, впоследствии почти точ- но предсказал дату начала Второй ми- ровой войны. – Иными словами, попытка реванша была неизбежной? – Не обязательно. И фашизм в Герма- нии тоже не был обязательным. Равно, как и Гитлер у власти. В этом, во вся- ком случае, был убеждён один из моих вузовских профессоров. В конце ше- стидесятых, когда единомыслие было не только признаком «хорошего тона», но и условием бесконфликтного сосу- ществования с властью, он открыто го- ворил, что союз немецких коммуни- стов и социал-демократов на выборах, против которого категорически возра- жал Сталин, был способен остановить национал-социализм. Если бы это слу- чилось, ход истории, которая, к сожа- лению, не терпит сослагательного на- клонения, оказался бы принципиально иным. – Но не случилось… – В истории это ощущается особенно остро. Самые крутые политические по- вороты часто зависят от, казалось бы, мелких, незначительных деталей. До- статочно вспомнить гибель Алексан- дра II. Окажись бомбист Гриневицкий на несколько шагов дальше от первого юнца-народовольца, взорвавшего цар- скую карету, и, возможно, не было бы ниФевральской, ни Октябрьской рево- люций… – Некоторые российские политологи по- лагают, что конфликт русского и запад- ного миров вечен. Он – данность, посто- янная реальность, в которой мы обрече- ны существовать. Причём речь здесь даже не об идеологическом, а о миро- воззренческом, цивилизационном раз- ломе. – Мы действительно разные. По- разному мыслим и по-разному пони- маем то, что видим и слышим. Помни- те духовную, историософскую идею псковского старца и писателя Филофея: Москва – третий Рим. Так вот, россиянам не нужно объяснять, что имел в виду русский монах, разраба- тывая религиозную концеп- цию. Мы понимаем, что речь о распро- странении и поддержке православия, идей добра и милосердия. Однако, ли- стая западные статьи, наткнулся на хлёсткое резюме: «Советский импери- ализм родился с Филофеем». Бред со- вершеннейший! Тем не менее он про- ходит. Автор текста, не пожелав разби- раться в тонкостях русской психоло- гии, открыл карту Римской империи и легко «обнаружил», на что именно за- махивается почтенный старец. Да и чему удивляться? Средний западный обыватель просто не в состоянии по- нять, а тем более принять приоритет духовно-нравственных начал над на- чалами рационально-прагматически- ми. Между тем этот приоритет был всегда свойствен России. Мы были втянуты в Первую мировую войну в том числе и потому, что Николай II не мог нарушить данного им слова и бро- сить маленькую беззащитную Сер- бию. – Жест благородный, хотя нерациональ- ный и, как показало дальнейшее разви- тие событий, даже самоубийственный. Но, несмотря на всё это, европейцам, та- кова точка зрения русского философа Ивана Ильина, высланного 1922 году из России на «Философском пароходе», всегда требовалась дурная Россия. – Наверное, так проще самоутвер- диться. Не случайно западные источ- ники изобилуют резко критическими высказываниями о России. Одно вре- мя я их даже коллекционировал. Са- мое мягкое – хвастливое заявление остзейских бюргеров о том, что Россия существует только благодаря немец- кой порядочности и организованно- сти. Впрочем, мы тоже преуспели в са- мокритике. В частности, традицион- ным самобичеванием занимался из- вестный русский писатель, издатель, редактор, журналист Николай Греч. Он великодушно приписал германско- му племени благоразумие, романско- му – бешенство, а славянскому – бес- толковость. Но с научной точки зре- ния подошёл к осмыслению проблемы наш земляк, автор широко известной работы «Россия и Европа» Николай Данилевский. Считающийся, как и не- мецкий исследователь Освальд Шпен- глер, одним из создателей теории ци- вилизаций, он вообще выделил Рос- сию и славян в отдельный культурно- исторический тип. № 38 (472), 11 – 17 сентября 2017 г. «Наш земляк, автор широко известной работы «Россия и Европа» Николай Данилевский, считающийся, как и немецкий исследователь Освальд Шпенглер, одним из создателей теории цивилизаций, вообще выделил Россию и славян в отдельный культурно-исторический тип» Леонид ЗЕМЦОВ: Добро и зло в политике – категории условные. Так же, как честность и порядочность
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz