Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)

25 реакцией на многолетние запреты оказались популярные исторические выкрутасы в стиле математиков Фо- менко и Носовского. – Хорошо это или плохо? – Повторю, что они имеют право быть. Ну а хорошо или плохо…На мой взгляд, хуже то, что на одном из уроков исто- рии, а случилось это в 1956 году, учи- тель попросил нас: ну-ка, ребята, до- станьте ручки, обмакните их в чер- нильницы и вычеркните «выдающийся деятель… Иосиф Виссарионович Ста- лин». Идело здесь не в выдающемся де- ятеле, а в том, что история с купюрами – это не полная, а значит, и неполно- ценная история. – Насколько знаю, вы родились на Даль- нем Востоке. Это обстоятельство сказа- лось на восприятии страны, осознании её масштабов и предназначения? – Конечно. Наиболее характерный пример – Курильские острова. Для кого-то это абстрактные территории, известные только потому, что из-за них все послевоенные годы с нами пикиру- ются японцы. Многие даже полагают, что дружеские отношения со Страной восходящего солнца дороже несколь- ких клочков суши, что разумнее и по- лезнее было бы пожертвовать ими ради сотрудничества с одной из веду- щих технологических держав планеты. Но для меня-то это не абстрактные земли. На войне с Японией 15 августа 1945 года погиб мой отец. А поэтому, когда я слышу даже гипотетические рассуждения о разменах, в моей душе всё переворачивается. И это, что назы- вается, обычная человеческая реакция. Чтоже касается оценки учёного, начать разговор о Курильской гряде – на мой взгляд, всё равно что открыть ящик Пандоры. Вслед за Курилами разгорят- ся дискуссии о Калининградской обла- сти и ещё Бог знает о чём. – Распад СССР Путин назвал крупней- шей геополитической катастрофой. А как его оценила история? И как ещё, возможно, оценит? Чем это событие стало для вас? – Если помните, одним из первых на изменение мирового политического климата и архитектуры отреагировал американский философ Фрэнсис Фу- куяма. В нашумевшем эссе «Конец истории?», а затем и книге он, как о свершившемся факте, пишет о финале социокультурной эволюции челове- чества, о том, что окончание холод- ной войны (а синонимом «переми- рия» на Западе как раз и стало разру- шение СССР) означает окончание всех идеологических столкновений. И главное – свидетельствует о триум- фе западной идеи, крушении любых альтернатив либерализму и западно- му мироустройству. И подобной точ- ки зрения придерживался, кстати, не только Фукуяма. Её адепты были и в России. Тем значимее критическая оценка событий профессором Мо- сковского университета философом Александром Панариным. Решитель- но усомнившись в универсальности западных ценностей, он утверждал: «Сегодняшний либерализм на Западе – это идеология победителей со всеми ее характерными особенностями: догматической самоуверенностью, неумением прислушиваться к другим, нетерпимостью к критике и неспо- собностью к самокритике». То есть Панарин жёстко констатировал: го- спода, вы просто-напросто зарва- лись. – Однако это нисколько не мешало пер- вому российскому президенту и его окру- жению с подобострастием к господам прислушиваться. – Я бы воздержался от излишне катего- ричных оценок. Здесь, как мне кажет- ся, дело не в подобострастии, а в широ- те души и доверии, которые свойствен- ны всем русским. И думаю, что, делая шаги навстречу Западу, решительный, но неискушённый первый секретарь Свердловского обкома КПСС Борис Ельцин, неожиданно вознесённый на вершину управленческой пирамиды, исходил из самых лучших надежд и по- буждений. Он, скорее всего, искренне полагал, что чёрная полоса в отноше- ниях с так называемыми цивилизован- ными странами навсегда осталась в прошлом. Что впереди у нас счастли- вое и безоблачное будущее. Что добро и в международных отношениях най- дет адекватный добрый отклик. Что наша готовность к компромиссам бу- дет правильно истолкована и по досто- инству оценена. Однако мир устроен иначе. Добро и зло в политике – категории условные. Так же, как честность и порядочность. К сожалению, я имел возможность убедиться в этом. В конце восьмидеся- тых и начале девяностых участвовал в демократическом движении, ставив- шем перед собой самые благородные цели. На первых порах верил, что они реальны, что в наших рядах лучшие, исключительно прямые, неподкуп- ные, высоконравственные, беско- рыстные люди. Но как только откры- лись возможности к обогащению, во всероссийском масштабе «бескорыст- ные люди» в массе своей оказались со- всем другими. – Воспользуемся придуманным в окру- жении Чубайса эвфемизмом, «эффек- тивными собственниками»… – Официальная история не всегда на- зывает вещи своими именами. В двад- цатых годах минувшего века исчерпы- вающе высказался по этому поводу рус- ский и советский историк-марксист Михаил Покровский, заметивший, что история есть политика, опрокинутая в прошлое. Он, разумеется, не открыл Америки, но честно признал, что в его представлении – история ангажирова- на и тенденциозна. – Совсем недавно мы подозревали в по- добном грехе только советскую историю. № 38 (472), 11 – 17 сентября 2017 г. общество С О Б Е С Е Д Н И К Александр ПАНАРИН: Сегодняшний либерализм на Западе – это идеология победителей со всеми ее характерными особенностями: догматической самоуверенностью, неумением прислушиваться к другим, нетерпимостью к критике и неспособностью к самокритике «Историк-марксист Михаил Покровский заметил, что история есть политика, опрокинутая в прошлое. Он, разумеется, не открыл Америки, но честно признал, что в его представлении – история ангажирована и тенденциозна»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz