Итоги недели. 2017 г. (г. Липецк)
32 культура О Т К Р Ы Т И Е В прошлом году случилась сен- сация! Сенсация в мире куль- туры. И чтобы она случилась, в Елец должен был приехать знаток авангардной живопи- си, её спаситель, искусствовед, автор трёхтомной «Энциклопедии русского авангарда» Андрей Сарабьянов. При- был Андрей Дмитриевич в нашу куль- турную столицу с целью отобрать для готовящейся выставки картины худож- ников-авангардистов… 1918 год. Василий Кандинский пред- лагает отделу ИЗО Наркомпроса нова- торский проект по формированию «Музеев живописной культуры». Так впервые в мировой художественной практике в региональных музеях была сформирована коллекция авангарда. На протяжении нескольких лет специ- альная комиссия закупала работы ху- дожников-авангардистов и распреде- ляла их произведения в города, где действовали художественные учили- ща. Потом этот проект почил в бозе, но за два года у 415 авторов успели приоб- рести почти две тысячи работ, 1211 из которых были распределены по трид- цати музеям России. Елец получил 26 картин, «живыми» до нас дошли толь- ко пять – несколько ящиков с коллек- циями музея пропали в эвакуации в годы Великой Отечественной войны. Лето 2016 года. Москва. Центр аван- гарда, Бахметьевский гараж, что явля- ется памятником конструктивизма и где сейчас расположен Еврейский му- зей и центр толерантности. Именно здесь и открылась выставка «До вос- требования. Коллекция русского аван- гарда из региональных музеев». В экс- позиции – полотна, написанные в пер- вые восемнадцать лет XX столетия, ра- боты шестидесяти авторов из 19 региональных музеев, малоизвестные имена русского авангарда и незнако- мые широкой публике произведения лидеров этого направления. Среди них одной из ярчайших звёзд стала картина Ольги Розановой «Пожар» из Елецкого краеведческого музея. Ещё недавно она приписывалась неизвестному автору. «Поскольку я изучал документы, кото- рые свидетельствуют о передаче карти- ны в Елец, в них было указано, что сре- ди 22 картин, которые в 1919 году ока- зались в Ельце, числилась работа Роза- новой «Пожар в городе». Когда я увидел эту картину, у меня никаких со- мнений не осталось, тем более что но- мер картины соответствует номеру кар- тины, который в этом списке имеется», – комментировал своё открытие кура- тор выставки Андрей Сарабьянов. Для столицы выставка «До востребова- ния…» также стала сенсацией. Только в первый вечер её посетило более двух с половиной тысячи человек. В Ельце та- кого ажиотажа нет – здесь каждый же- лающий может полюбоваться работа- ми Николая Кузнецова, Василия Рож- дественского, Ольги Розановой, Ивана Клюна и Николая Синезубова. –Когда я в восьмиде- сятые годы пришла работать в музей, картины авангарди- стов хранились в за- пасниках, – расска- зывает заведующая художественным отделом краевед- ческого музея Наталья Викторовна Старицына . – Авторство некоторых мы знали, кого-то открыли только сей- час. Интересная история произошла с «Супрематической композицией»Ива- на Васильевича Клюна. До недавне- го времени картина была безымянной и называлась «Клоп». Дело в том, что хранительница, которая описывала по- лотна, увидела неразборчивуюподпись на обороте холста, фамилии Клюн она не знала, зато поэму Владимира Мая- ковского «Клоп» читала – вот и назва- ла её так. «Клоп» стал Клюном только в прошлом году, когда к нам приезжа- ли кураторы выставки «До востребова- ния…». В музее осталась ещё одна неа- трибутированная картина, которая, на- деюсь, также дождётся своего часа. . Евгения ИОНОВА, фото автора В Ельце – «Пожар в городе» и «Клоп» Полотна русских авангардистов, хранящиеся в Елецком краеведческом музее, становятся изюминками столичных выставок Картина Ольги Розановой «Пожар» «Супрематическая композиция» Ивана Клюна № 3 (437), 23 – 29 января 2017 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz