Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)
32 гид Н А Х О Д К А № 29 (411), 11 – 17 июля 2016 г. «Кавказ», чуть ниже названия стаяла подпись «Поэма 1820 г.», а в углу при- писано «Юрзуф, август». Но первый ва- риант беловика Пушкин постоянно ис- правлял, добавлял новые картины в описании поэмы и переделал её назва- ние на «Кавказский пленник». Эти многочисленные текстовые по- правки вызвали необходимость для Пушкина ещё раз переписать всю поэ- му. Так был создан второй беловик, ко- торый потом получил название «Чего- даевская рукопись». Эта была самая полная её редакция. К сожалению, до нас не дошли первые листы рукописи, где были, вероятно, заглавие и эпиграф к поэме. Эта руко- пись начинается стихотворением «Н.Н. Раевскому». Но в процессе работынад вторым бело- виком Пушкин продолжал исправлять текст. В ряде мест вся рукопись испещ- рена поправками и вставками. Существует третий беловик поэмы, так называемая «Гнедичевская руко- пись». Этот вариант беловика Пушкин переписывал из-за многочисленных поправок второй рукописи. Её он от- правил Гнедичу для напечатания поэ- мы. Первое издание «Кавказского пленни- ка» отпечатано в Санкт-Петербурге, в типографии Николая Греча в 1822 году. Т еперь разберёмся, каким же обра- зом рукописи Александра Серге- евича Пушкина попали в ГАЛО. В 1983 году Липецкий областной крае- ведческий музей (ЛОКМ) передал в ГАЛО документы дореволюционного содержания – 120 неописанных дел, ко- торые были внесены в архивный фонд «Липецкое духовное правление». Со временем обнаружилось несоот- ветствие части этих дел по своему со- держанию с профильными делами этого фонда. В частности, одно из них было озаглавлено «Документы Липец- кого Петровского общества распро- странения научных и практических знаний». Это общество было создано в 1908 году по инициативе врача курорта «Липец- кие минеральные воды» Михаила Пав- ловича Трунова, действительного чле- на Воронежской и Тамбовской учёных архивных комиссий, члена Воронеж- ского церковного историко-археологи- ческого комитета. Его начинания под- держал Липецкий городской голова Митрофан Алексеевич Клюев. Просве- тительская миссия общества заключа- лась в пропаганде всего нового и пе- редового в развитии науки, техники, сборе информации об общественных отношениях на территории современ- ного Липецкого края, да и всей России. На первом заседании общества 16 мар- та 1909 года был избран его председа- телем городской голова Липецка, купец 1-й гильдии Митрофан Алексеевич Клюев, а его товарищем, то есть замом – врач курорта Михаил Трунов. В общество входили дворяне, купцы, мещане и священники Липецка, они ак- тивно работали вплоть до конца 1917 года. На 4 марта 1912 года в обществе состояло 85 человек. Они открывали всевозможные сельскохозяйственные и культурные выставки, музеи, библио- теки, воскресные школы, изучали исто- рию края. Собрали целый ряд истори- ческих документов по истории Липец- ка и всей округи. Но после большевистского переворота 1917 года общество прекратило суще- ствование как неугодное новой власти. Документы и материалы стали раста- скиваться и пропадать. Михаилу Пав- ловичу Трунову с большим трудом уда- лось приостановить расхищение всего собранного. Он обращался во все ин- станции новой власти с требованием сохранить документы и материалы. Благодаря ему на основе документов общества в Липецке создали первый городской музей, библиотеку, архив… До сих пор все структуры благополучно работают. У читывая перечисленные обстоя- тельства, можно предположить, что копия «Чегодаевской рукопи- си» была приобретена Труновым у кого-то из почитателей творчества Пушкина и находилась в музее обще- ства. При создании в 1918 году город- ского музея, она вместе с другими бума- гами перешла в краеведческий музей Липецка. Но при частой смене (чехар- де) директоров и работников музея, а многие из них не соответствовали сво- им профессиональным обязанностям, эта рукопись пролежала более 80 лет в необработанных документах краевед- ческого музея. Таких копий рукописи Пушкина в Рос- сии осталось совсем немного, поэтому значение находки в ГАЛО очень вели- ко, ведь не так часто мы находим что-то ценное, касающееся творчества вели- кого русского поэта Александра Серге- евича Пушкина. . Николай СЕЛЕЗНЁВ, ведущий архивист отдела использования и публикации документов ГАЛО Манера Александра Сергеевича Пушкина рисовать на полях своих рукописей известна всем исследователям его творчества. Когда мысль начинала ускользать, Пушкин машинально рисовал какие-то образы, помогавшие ему сосредоточиться на теме произведения
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz