Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)
31 культура П Р О Е К Т № 26 (408), 20 – 26 июня 2016 г. – Примерно так. Но всё самое интерес- ное – именно в репетициях. Концерты наши проходят на ура, зрители во всём мире аплодируют стоя, время на высту- плениях оркестра пролетает стреми- тельно, и публике кажется, что мы не прилагаем никаких усилий. Но это ил- люзия лёгкости! На разучивание неко- торых произведений уходят годы. На- пример, «Шутку» Баха мы готовили год, а «Времена года» Вивальди – семь лет! – Как же в наше прагматичное время, ког- да и государство, и меценаты считают каждую копейку, вы доказываете свою нужность, коль ваш труд настолько за- тратен? – …Шокирую ещё раз: семилетний ти- танический труд над «Временами года» ради единственного концерта, дливше- гося пятьдесят минут!.. Но тогда мы не были государственным коллективом и мне не приходилось ничего никому до- казывать. А как стали теми, кто мы есть сегодня, как заняли свою нишу в куль- турном пространстве нашей страны и мира, уже никаких иных доказательств более не потребовалось. Мы всегда де- лаем только то, что считаем нужным для развития этого жанра. И одна из са- мых интересных ветвей нашей дея- тельности – это новая редакция ста- ринных партитур. Например, после двухсот пятнадцати лет абсолютного забвения благодаря нам мир снова услышал «Реквием» Осипа Козловско- го, одно из самых красивых произведе- ний на земле, которые я когда-либо слышал или исполнял. После нас этот «Реквием» взяли в свой репертуар сра- зу несколько коллективов. Мне удалось его сыграть в качестве дирижёра с Нев- ским, Новосибирским, Ростовским, Польским симфоническими оркест- рами. Почему мы исполняем Баха? – спраши- вает Сергей Александрович и сам же шутя отвечает: – Когда при дворе свет- лейшего князя Григория Потёмкина освободилось место капельмейстера, был объявлен конкурс, который выи- грал не кто иной, какМоцарт. Уже были подготовлены документы на получение российского паспорта, назначено жа- лованье в 50 тысяч золотых русских монет. Но граф Потёмкин умирает, а ровно через два месяца, день в день, не стало иМоцарта. Ноты, которые он пи- сал для рогового оркестра, потеря- лись… Так и не стал великий Моцарт российским подданным, а мы поэтому играем Баха… Все эти годы я пытаюсь ответить на во- прос: а что такое роговой оркестр? – продолжает Сергей Поляничко. – Мы можем представить, что это сто шесть разобранных инструментов, что это орган, многое другое… Когда вы слуша- ете орган, у вас есть ощущение мощи звучания, которой мешает некая меха- ническая составляющая. А вот когда играют живые люди, каждому из кото- рых присуща своя музыкальная и эмо- циональная краска, определённый тембр, когда в вас проникает сумасшед- шее сочетание звуков – это и есть рого- вой оркестр. Знаете, после концерта обычно у зрителей состояние эйфории продолжается от шести до восьми ча- сов. – Это почти как с колокольным звоном. Кстати, по воздействию на организм че- ловека медики сравнивают звучание ко- локольного звона и рогового оркестра. – Действительно, роговая музыка ока- зывает целебное воздействие на людей. – А музыканты сами становятся здоро- вей? – Знаю точно: за десять лет нашего су- ществования никто из музыкантов ор- кестр не покинул. Разве это не показа- тель здорового воздействия инстру- мента на человека? С разговора о здоровье исполнителей мы начали беседу и с единственным в мире мастером роговых инструментов Владимиром Головешко. Свои работы Владимир Анатольевич скромно не подписывает, улыбается, мол, в мире их всего четыре комплекта (в каждом око- ло ста инструментов), и все они мои. – Владимир Анатольевич, все родители говорят детям: «Изо рта в рот получается микроб». А оркестранты, не кичась, едва обтерев мундштук о манжету сюртука, играют друг за другом на одном инстру- менте. Это же о каком доверии можно го- ворить! – Всё, что у нас происходит, невозмож- но больше нигде: мы меняемся инстру- ментами и мундштуками. Но за все де- сять лет никто не болел и не выказывал презрения по отношению друг к другу. Мне кажется, что чистые звуки, тембры лечат не только зрителей, но и нас, уби- вая микробов на мундштуках. Это па- радокс, но факт. Роговой оркестр – это музыкальная иллюстрация русской со- борности. – Вы же воссоздали инструменты по ко- пиям и никогда не слышали, как, впро- чем, никто уже более ста лет не слышал, роговое звучание. Получается как в «Ан- дрее Рублёве» Тарковского, помните, юный колокольных дел мастер в испол- нении Николая Бурляева, отливая коло- Наталия МЕКАЕВА: Мы выиграли грант Министерства культуры России на проведение международной конференции. У нас уже есть хороший опыт в проведении международного конкурса молодых вокалистов имени Надежды Обуховой, поэтому и тематику конференции выбрали соответствующую – по оперному пению. К нам приехали посланцы из пятнадцати стран мира и многих регионов нашей страны Липецкий дуэт: Татьяна Ларина и Евгений Онегин… Прошли годы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz