Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)

30 культура П Р О Е К Т № 26 (408), 20 – 26 июня 2016 г. Рога изобилия Тоникой, то есть первой нотой, четы- рёхдневного международного аккорда прозвучало выступление Российского рогового оркестра. И стало открытием. Питерские музыканты возродили из небытия уже совсем забытое звучание русского охотничьего рога, воссоздали традицию выступлений рогового орке- стра на самых значимых мероприятиях страны. Роговые коллективы появились в Рос- сийской империи в XVIII веке, их очень любила императрица Елизавета Пет- ровна. Главным «роговым закопёрщи- ком» при ней был граф Семён Кирил- лович Нарышкин. Его помощник – чех Ян Мареш – создал из нарышкинских крепостных крестьян первый роговой хор. Музыка русских рогов жила до от- мены крепостного права. Инструменты роговых музыкантов были тяжёлыми и неудобными, оркестранты часто уми- рали от болезней лёгких. Кстати, кре- постные музыканты попадали в хоры в детстве, лишались имён, данных им при крещении, за ними закреплялась только одна нота. Князь Сологуб вспо- минал, как однажды в полицейский участок попали два молодых человека, на вопрос об имени они отвечали так: «Я – нарышкинское До, а я – нарыш- кинский Соль диез», такой ответ по- верг жандарма в шок, но потом всё про- яснилось… В конце XIX века барон КарлШтакель- берг предпринял первую попытку воз- родить роговой оркестр – на корона- ции Александра III играл Император- ский егерский хор, состоящий из трёх- сот музыкантов. Кстати, большим поклонником и пропагандистом рого- вой музыки был представитель правя- щей царской фамилии принц Алек- сандр Петрович Ольденбургский, су- пруга которого, Евгения Максимилиа- новна Лейхтенбергская (Романова), была попечительницей благотвори- тельного общества на Липецком курор- те. Можно предположить, что роговые коллективы тогда уже звучали на ли- пецких просторах. Надо сказать, что изначально русская традиция чуралась индивидуализма, солистов в народных коллективах и на сельских кругах не было никогда. В на- родной культуре России, как и в её ду- ховно-политическом устройстве, на первомместе всегда стояла соборность, общность людей. Вот и в роговом орке- стре солирование невозможно вообще – один музыкант из своего инструмента может извлечь всего лишь одну ноту. И только общими усилиями достигается столь необходимая гармония и рожда- ется произведение. В начале нашего столетия встретились в Санкт-Петербурге два музыканта – Сергей Поляничко и Владимир Голо- вешко. И за 53 дня создали свой мир – сначала Владимир Анатольевич вруч- ную сделал первые 74 инструмента, а 23 августа 2006 года на них стали играть музыканты Российского рогового ор- кестра, который возглавил Сергей Александрович. – Мой путь к роговому оркестру был витиеватым и не коротким, – констати- рует Сергей Поляничко. – Я родился в семье музыкантов, по первому образо- ванию – валторнист. Мне повезло на учителей, которые прекрасно препода- вали теориюмузыки в консерватории – мои знания о роговой музыке оттуда. Но в те времена считалось, что возро- дить её невозможно. Нам понадоби- лось несколько шагов и десять лет жиз- ни, чтобы роговой коллектив – русский орган – снова зазвучал. – Тяжёлая у вас работа. Если один музы- кант может извлекать из своего инстру- мента всего одну ноту, это же с ума сой- дёшь репетировать! Французская Татьяна и латышский Онегин Ольга из Белоруссии и Ленский из Казахстана Липецкий симфонический оркестр под руководством Константина Баркова В Пальна-Михайловке свободных мест не было

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz