Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)
3 0 к у л ь т у р а ^ МАСТЕР к ультура МА СТЕР 3 1 П ам я т н и к и н а л а д о н и » В Доме Мастера работает уникальная выставка «В русле традиций. Медали и планеты» ►► в и з и т н а я к а р т о ч к а Геннадий Иванович ПРАВОТОРОВ р одился в 1941 году, за месяц до начала Великой Отечественной войны. Он хорошо помнит и бомбёжки, и уже освобождённый Курск, где пленные немцы строили дома, вокзал, рядом С которым жила его семья. В 1959 году Геннадий Правоторов окончил Курское художественное училище. В 1968-м - Московское высшее художественно промышленное училище. Двенадцать лет преподавал в Строгановке. Окончил особый вид аспирантуры для творческих специальностей - ассистентуру. Освоём предназначении Геннадий Правоторов заявил в 1970 году на первой в СССР выставке медальерного искусства. А в 1975 году, на второй выставке, он уже дебютировал как художник, и его работы были отмечены дипломом. Геннадий Иванович работает в разных жанрах - в графике, в малых и крупных формах скульптуры (мемориальные доски, бюсты, рельефы, плакеты, медали). С1970 года участвует в художественных выставках (московских, республиканских, всесоюзных, международных). Прошло уже несколько персональных выставок, в том числе в Финляндии (1975), в Югославии (1984), в Москве (1991, 2001). Геннадий Иванович Правоторов - заслуженный художник России (с 1992), член-корреспондент Академии художеств, лауреат Международного конкурса FIDEM. Его работы есть во многих художественных и исторических музеях, мемориальные доски, выполненные им, можно встретить в разных городах России. еннадий И ванович Правоторов своё отношение к м е д али вы р а зи л так : «М ед ал ь мала, но требует сил , страсти , знаний из многих областей культуры, и, как гипнотическая сила, притягивает к себе и молодых, и маститых художников, поглощая энергию , волю, ин теллек т их бесконечного таланта» . ...На лиц евой стороне его медалей и плакет - иконописец Ан дрей Рублёв , первоп еча тник Иван Фёдоров , великий спод виж н и к п р о св ещ ен и я М и х аи л Л ом он о со в , г ен и ал ьны й Алек сандр Пуш кин , писатели Ф ёдор Д остоев ский , Антон Чехов , Михаил Булгаков , поэты Анна Ахматова и Владимг!р Высоцкий , советские космонавты... Их много-много в Ро:- сии, людей, в разны е века и периоды истории созидавших её славу. Все они глобальны , космичны , но на выставке Генн ь дия Правоторова «В русле традиций» , что в эти дни работа ?т в Доме Мастера, вся российская гордость поместилась в не большом уютном зале на изящных медалях и плакетах, ме )- цающих в пространстве. С Геннадием И вановичем мы встретились до начала выстаз- ки, когда весь цвет держ авы ещё лежал у наших ног, и мы имели возможность сверху вниз смотреть на историю огро 1 л- ной страны . Мастер сам развеш ивал экспозицию , что-то пз- правлял , стучал молотком , но, невзирая на дефици т време ни, всё -таки поговорил с «И тогами недели». На оборотной стороне его медалей - всё, что укладываете? замысел художника, в его представление о конкретной истэ- рической личности или о собы тии . И ещё то , чего нельзя увидеть, но можно почувствовать, пообщавш ись с мастером, На реверсе - целая жи зн ь с творческими взлётами , осмысле ниями , путешествиями , рожд ением детей и прочими радо стями и печалями . - Я родил ся в очень больш ой семье. Сейчас даже страшно ск аза ть , но у матери с отцом нас было одинн адцать детей. Четверо умерли в младенчестве. Родители - люди простые. Отец говорил*о себе так: «Я закончил три класса и четвёртый коридор» . А мать училась две зимы . Все мы по рожденик) и определению жи ли рядом с курским вокзалом - можно ска зать , на железной дороге. На ней и работали . Мои сёстры и младшие братья окончили ж елезнодорожный техникум . , - А вы подались в худож ник и... Как это получилось? - Совсем не по совету родителей . Ещё в школе по просьбе учителей я рисовал наглядный матери ал для уроков ботаки- ки. Для истории - Спартака и прочих героев не нашего и i а- шего врем ени . А в уч ебниках «Родная речь» на свободы >в полях - Толстого, Тургенева, Чехова... У моих родителей , i о- нечно , не бы ло п ред ставлени я , что сын п ойдёт в худол:е- ственное училище. Всё вышло случайно: шёл по улице, yi и- дел на дороге тю бики от красок и подобрал ... Правда, тогд ая и зн ать -то не знал , что это краски , во времена моего детства даж е зубной пасты в тю бик ах не бы ло , а не то что красок. Зубы чистили порош ком . О казалось , в дом е рядом жил ху дожник , и скоро он раскры л мне тайны тюбиков . - Вот вы приходите и говорите: папа, я поступил в худож ествен ное училище. А он вам: молодец, сынок? - Да всё как-то обошлось . А матери - лиш ь бы сыт да обут... ■ - А что, « худож ества» давали и сытость, и « обутость» ? - Ну не больше, наверное, чем работа на железной дороге. На против нас в Курске жил машинист-инструктор Иван Трофи мович Алпеев. Он, как и все железнодорожники , носил форму ( « птор С е рг е й К о н ён к о в П и с а т е л ь М и х а и л Ш олохов Г «лкЕТА «Р а д о с т ь » был человеком степенным, рассудительным и с достатком. А Iд LI отца моего порядок ценности личностей определялся так: ' Хрущёв - в Москве, первый секретарь обкома партии - в Кур ске, и потом - Иван Трофимович , третье лицо в государстве. Поэтому в семье, конечно , хотели, чтобы я тоже стал машини стом. Признаться, я и сам иногда жалел, что не поступил в тех никум. Сестра по заданию делала пассатижи, а я ей завидовал , всё думал, что у меня они лучше бы получились. Я вообще рос мастеровым парнем. Топор и пила, карандаши и кисти сопут ствуют мне всю жи знь. С тринадц ати л ет не я у отца, а он у меня состоял помощником в рукодельях . - А в Сибирь вы по распределению попали? - Ну да. Из всего п редлож ен ного вы брал самую дал ьнюю точку - Западную Сибирь, Курганскую область, город Шад- ринск, где и стал руководить изостудией. Потом - армия . Год в танковой школе на Урале и два - в Венгрии . - Ого! Три года - это очень много! - Такой был порядок: моряки пять лет служили , лётчики - четыре года, а мы , тан ки сты , - три . И я ни о чём не жалею . Плохо только , что нельзя вернуться назад . - Москва-то вам сразу покорилась, в Строгановку поступили с первого раза? О Строгановке я и не слыхал, просто в Суриковский о п о з дал. И первое вр ем я ходил р а зо ч ар о в ан ны м , дум ал: где я учусь.? У нас в среднем училище было больш е специал ьных часов, чем здесь. Д в а д ц а т ь -д в ад ц а т ь ч еты р е часа рисунок , столько же - живопись, ком по зиция . А тут совсем ничего . Я даже хотел уходить и думал: лучше бы провалил экзам ены . Но со временем наши отнош ения с высшим художественно- промышленным училищем н аладились . Строгановка давала Широкое образование... - А сейчас что, не даёт? - Нет, она даёт, но узко специ ал ьное, что и правильно: д и зайн кон структорский , графический , архитек турно -декора тивн ая пластика , мон ум ен тально -д екоративн ая живопись. Там есть всё, для чего когда-то создавалось высшее училище. И никого это н азвание не коробило . А теперь вуз называется аж академией имени графа Строганова... - Граф, мож ет быть, и не лишний в этой истории... - Совсем не лишний , если он созидал это училище. При Сер гее Григорьевиче Строганове в училище приним али детей н езави сим о от прав состояния . Главным кри тери ем была одарённость поступающего, его способности к рисованию и ху дож ественном у творчеству . И вот после д ип лом а меня оставили преподавать в училище. - Счастливая судьба. Остаться в Москве в те годы - дж ек - пот прямо... - Но, между прочим , я оп ять немного сожалел, что не уехал в Сибирь. - То есть вы полюбили « край настоящих зим и чистых сугробов в рост» , - так , каж ется, Олег Митяев поёт про Западную Си бирь? - Но в Москве я точно не хотел оставаться . И в Курск в о звр а щаться не планировал . Мне предла гали Ворон еж с кв ар ти рой , мастерской , но я не поехал. - Вы признались однаж ды, что ваш любимый материал - дере во. Именно из него сделано ваше знаменитое панно « Слово о полку Игореве» . Древний памятник литературы в самом древ нем материале, с к оторым работали славяне. Вы думали над этими параллелями? - Даже монастырь Русик на Афоне русские по привычке нач а ли строить из дерева. Правда, его разруш ил ка кой -то м ест ный жучок. Дерево , конечно , традиционно для России, но... в моей молодости страна лесов не имела добротного материала для работы в рельефе. Однако панно я сделал, и слава Богу. - А какое это было дерево? - Не так благородно , но тепло - сосна. «Слово» я делал в ас систентуре, в 1973 году. Можно было обойти сь фрагментом , как сделал бы ленивы й , но я труда не боюсь. Когда-то я го во рил своей маме: «Ма, ну мне, конечно , не хочется быть в аду, но и в раю тож е, потому что там нет стам есок , пил , руб ан ков...» Она пугалась таких слов , поскольку бы ла глубоко р е лигиозным человеком : «Сынок , не говори так , это грех». - Мож ет, и там на вас стамесок хватит? - Буду тол ько счастлив . Для меня труд - это радость. - Что для вас самого значит «Слово о полку Игореве» ? - В «Слове о полку Игореве» сосредоточена такая духовная сила, что оно смогло проникнуть в души наших самых извест ных поэтов . Пушкин помнил его от начала до конца наизусть и готовил пояснения к этому произведению . Есенин касался его в статье «Ключи Марии» и Блок - «На поле Куликовом»: Не вернуться, не взглянуть назад. За Непрядвойлебеди кричали, И опять, опять они кричат... Ни каки е писатели и пииты не обходятся без «Слова» , испол- № 25 (407 ) , 13 - 19 ию н я 2016 г. № 25 (4 0 7 ) , 13 - 19 ию н я 2016 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz