Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)
2 8 о бщ е с т в о ► г од к ино общество год к и н о 2 9 По и стори че ским дан ны м , п ервы е о б щ е с т в е н н ы е к и н о с е а н сы п р о х о д и л и сразу в трёх местах: в «Художественном театре» на втором этаже дом а Ж елудко ва по улице Т ор говой , в эле ктр оте ат ре «Р ек ор д » в д ом е Ч е б о т а р ё в а на углу улиц Торговой и Орловской и в син ем а т о г р аф е «Э кспресс» на улиц е М ира. К а р т и н ы и м е л и т а к о й усп ех , чт о в тёплое врем я года киносеансы о р г ан и зовы ва ли под откры тым н ебом в Город ском саду. Ж и зн ь кинотеатров не прервалась даже в годы Великой О течественной войны . Весь период пребы вани я города в п р и ф р о н т о в о й зо н е кин о не и сп ы ты в ал о н едостатка в зри тел ях . В хр он ик ах о с в о б ож дё н н о г о Е льца о тч ёт л и в о з а п е чатлён кинотеатр «Ударник» с афишей ф ильм а «Тимур и его команда» . Сегодня в городе два дей ствующих к и н отеатра : «Луч» (до 1992 года н о си в ший н а зв ан и е « Р о сс и я» ) , о тк ры ты й в 1972 году, и «Прож ектор» , п ояв ивш ий ся в н ачале 50 -х годов XX века . Послед ний при поддержке управлени я культу ры и искусства Л ипецкой области в 2015 году вы и грал гран т М ини стерства куль туры РФ . «Прожектор» капи тально о т рем он тировали , осн астили новым о б о ру до ван и ем и зап устили в н ём но вы й проект - «Всей семьёй в кино» . Теперь здесь пок азы ваю т ф ильм ы во зрас тн ой категории до «18+». Сейчас это одно из популярн ейш их м ест сем ейно го о т ды ха. ХОРОШЕЕ И ЗАБЫТОЕ И н ы е к р и т и к и у т в е рж д аю т : «Е сли ф и льм им еет успех - это бизн ес . Если ф ильм не имеет успеха - это искусство». С уждение спорное , особенн о для к а р ти н в рем ён д е в я н о с ты х . Н е ве дом ы е преж де ры но ч ны е о тн ош ени я и п е р е с т р о й к а « о б ес п еч и ли » м н о гим х о р о шим кинолентам того времени комм ер ческий и зри тельский провал . В список н еувиденно го в широком про к ат е по р о к о в о й с л у ч ай н о с т и по п ал п р е к р а с н ы й ф и л ьм Ю ри я и Р ен и ты Г р и го р ь евы х «М ал ь чи ки » . С ц ен а рий по м от и в ам р ом а н а Ф ё д ор а Д о с т о е в ского « Б р ат ь я К арам а зовы » бы л готов ещё в 1971 году, но прождал своего часа почти три дц а ть лет и выш ел в свет то л ь ко в 1990 году. И стор и я Алёши К арам а зов а получила вос торж енны е отклики в п р о ф е с с и о н а л ь н о й с р е д е ( г л а в н ы й п р и з и п р и з за лучш ую оп ера тор ск ую р аб о ту н а к и н оф е с т и в а л е с л ав я н с ки х ф и л ьм о в «З о л о то й В и т я з ь » , н а и вы с ший р ей т ин г к и н оф е с т и валя «В торая прем ьера» ) , но до м а ссо во го зр и те л я «М альчики» та к и не д о шли. Д е ся тилети ям и н еи зве ст ной оставалась и и стори я со здан и я ф и льм а . А ведь он а х ран и ла н ем ало ф а к тов чудных, о чём нам р ас с к аз ал и на м есте съ ём о к елецких эпи зодов. К п ри меру, по в о сп ом и н ан и ям Р ениты Андреевны , долго не мо гли н ай ти актёра на рол ь Алёши . Еероя ф и л ь ма режиссёр встретила на улиц е . В то лп е с л уч ай ны х пр о х ож и х она увидела спину молодого человека и закричала: «Он! Найден!» В итоге глав ная роль в картине досталась н епроф ес сион альном у актёру - Дм и трию Ч ер ни говскому. Другим кин ем а то г раф иче ским «долго стро ем » , за п еч атл евш им елецк и е п е й з аж и , ста л ф и л ьм М ар л ен а Х уци ева «Б е с к о н е ч н о с ть » . По э ко н ом и ч е с к и м п р ич и н ам д ву хс ери йн ая лен та сн и м а лась почти дес я ть л ет и зав ерш ил а сь в 1991 году. И стор и я о том , как в поисках утеш ения человек во звращ ается в свой ро д но й гор о д о к , но его п о груж ени е в р е а л ь н о с т ь с та но ви тс я совсем и ным , чем пр едс тавлялось герою . «Б ес кон еч но сть » М арлен Хуциев п о к а за л в Л и пецке на ф естивале «Сталкер» в н ачале 2 00 0 -х . На п ервы х кадрах - В о зн е сен ский собор , м ощ ны й , кра си вы й , в е л и ч е с т в е н н ы й . За л ср а зу о т р е а г и р о в а л в ос х ищ ён ны м ш ё потом . В про чем , по м н ению кри тика Алексея Еусева, ауди то р и я «Б е скон ечности» предел ьно м а лочи сленн а . В о -п ервых , потому что это к и н о со в е рш ен н о н е к о м м е р ч е с к о е , а в о -в т о ры х , по том у ч то д л и т с я око л о трёх часов и почти не им еет сюжета. Но зато какое это кино! И н ой д о лж н а бы л а бы т ь судьба двух дру гих картин : к р и м и н а л ь н о й д р ам ы «Кому на Руси жи ть ...» (режи ссёр - М и хаил Ведышев, 1989 год) и двен а дц а ти сер ийн ой д ете к ти вн о й ком ед ии «Т ём н ая лош ад ка » (р еж и сс ёр - С ер гей Ба з а р о в , 20 03 год) . Д олж н а бы л а , но не ста ла . К ом м е р ч е с к а я ж а н р о о р и е н т и - р о в а н н о с т ь и з л о б о д н е в н о с т ь сю ж е та не сделали их п о -н асто ящ ем у ку ль то вым и . Зато в них н авсегда о ст ал и сь « у в е к о в е ч ен н ы м и » ви ды о п я т ь - т а к и Во знесен ского собора , берега Бы строй Сосны , Введенской ц еркви и одного из «Е лецк ие к у ран т ы » - один из символов ГОРОДА, ЗАПЕЧАТЛЁННЫХ В «ТЁМНОЙ ЛОШАДКЕ» «М ал ь ч и к и », 1990 год Л о д и и лА ПОЛЯКОВА: « (ОЧУ ПОБЛИЖЕ ПОЗНАКОМИТЬСЯ с Ельцом. Н а д е ю с ь ПОДРУЖИТЬСЯ с этим ДРЕВНИМ ГОРОДОМ» символов города - здания бывшей е о - донапорной башни, а ныне курантов. ОТ СОЛДАТА ДО ПОРУЧИКА С о в р ем ен н а я и с т о р и я ел ец к и х киго- съ ёмок хорош о зн аком а нашему зри .’е- ЛЮ. Д о ст ат о ч н о в сп о м н и т ь м и стич е скую драм у реж и ссёра А лександра Be- л е д и н с к о г о «Ж и в о й » , выш едш ую на эк раны в 2006 году. «Ф ильм не о войте, а о том , что существует после неё» , - ''ак о х ар а к те р и зо в ал лен ту продю сер njio- екта. Картину сним али в район е Чёрной слободы и Зн амен ско го ж енского мона сты ря . М еста, по к о то ры м гулял глав ны й г еро й К ир и его при зра ки -сос лу ж ивцы , до сих пор легко у зн аваемы . Тан что лю бо й ж елающ ий мог фотографи р о в а т ь с я н а ф о н е ст а р и н н ы х декора ций. Да что д еко раций . У н ас бы ла возмож но сть п о общ ать ся с ак тё р ам и и свидв' т е л я м и п р о в о д и м ы х в го род е съёмок Два года н а з а д зд е с ь за п у с к а л и м а с штабный пр оек т - м н о го се рий ны й ху дож ес твенны й ф и л ьм «К упр ин » . Вся картина состояла из трёх частей . В Е ль це пр оводил и сь с ъ ём ки двух: «В п о ть мах» (р еж и сс ё р - А н д р ей Э ш п а й ) и «Поединок» (реж и сс ё р - А н дрей М а- люков). И н тере сно , что на сам ом деле t -'ыти я п ро и с хо ди л и в з а п а д н о у к р а инском м естечке. Н о реж и с сё ры о с т а новили свой вы б о р н а Е л ьц е . Н а н е сколько н ед ель ул иц а С о б о р н а я бы л а замаскирован а соответствующ ей эпохе атрибутикой : д о р о г у з а сы п а л и с о л о мой, поставили г азо вы е ф он ар и , стены домов у к р а си л и д о р е в о лю ц и о н н ы м и ьывесками . К о л о р и т а д о б а в и л а д е к о р ати вн ая к и р п и ч н а я к л а д к а , в ы п о л ненная и з м еш к ов и ны и стр ои те л ьн о й замазки . Загс (бы вш ий ос о б н я к купцов Ч ерникины х) стал оф и ц е рс ки м с о б р а нием. Другая часть съ ём ок проходила в краеведческом му зее . Здес ь сни м али сь сцены сам оубий ства оф и ц е ра Ч екм а рё - на, н езаслуженно об ви н ён но го в во ро в - 1 стве , и р а зо б л а ч ен и я я п о н ск о го ш п и о н а Р ы б н и к о в а , р о л ь к о т о р о г о и с п о л н я л М ихаил П ореченков . П о м ощ ь и с о д е й с т в и е р е ж и сс ёрам по м ере в о зм ож н о с т ей о к а зы в а л и все ж и тели Е льц а . Клуб и с т о р и ч е ск о й р е к о н с т р у к ц и и « К о п ьё» п р е д о с т а в и л а к т ё р ам д ве д е р е в я н н ы е л о д к и , а к о н н о с п о р т и в н ы й клуб «К р и с т а л л » - л ош ад ей . Н е к о т о р ы м е л ь ч а н а м п о с ч а с т л и в и л ос ь даж е сн им ать ся . «К ак трудно , как пр ек ра сн о дей ствующ им бы ть л и ц ом в э то й д р ам е , где в се го -то м еж н ач ал ом и кон ц ом два часа» , н ам по др об н о р а с ск аза л А лексей П и скулин , один и з а к тё ро в м ассовки . — Я и зо б р аж а л русс ко г о о ф и ц е р а , — всп ом и н а л А лексей . — Д еф и л и р о в а т ь по у л и ц е по д и м п р о в и з и р о в а н н ы м дож дём вн ачале бы л о д о во л ьн о з а б а в но. Н о дубль за дублем , мне приш лось п р о й т и с ь по улиц е ок о л о д ес я ти ра з . Дело бы ло осенью , и от холода спасала то л ьк о д о б р о тн а я ш ин ель . В общ ем , к концу съ ём ок эн ту зи азм п ро п ал о к о н чательно . И то г моей раб оты м ож но вы р а зи т ь сло вам и и з п есни : «Ч ет вёр ты м справа в кепке я лежал!». Н е с л у ч а й н а я в с т р е ч а П р о г р а м м а к и н е м а т о г р а ф и ч е с к о г о м а рш рута та кж е вклю ча ла посещ ени е му зея Ти хон а Н и ко л ае ви ч а Х ренн и ко ва . З н ам е н и ты й е л ец к и й к о м п о зи т о р сн ял с я всего в од ном ф и л ьм е «П о е зд идёт на Восток» , а вот м узыку н аписал к тридц ати и гровы м картин ам . В их ч и с ле: «В ш есть ч ас ов в еч ер а после в о й ны» , «М ного шума и з ничего» , «Два т о вар ищ а» , «Гусарская б а л л а д а » , «С ви н арка и пастух»... П о з ам ы с л у о р г а н и з а т о р о в н а эт ом оф и ц и а л ь н а я п ро грам м а д о лж н а бы ла за ко нч и тьс я . Но гос тепри им ны й город п о да ри л н ам ещ ё одну н е з а п л а н и р о в ан н ую , но у н и к а л ь н ую в стр еч у . Во врем я обеда за соседним столиком ж у р н ал и сты ув иде ли зн ам ени тую ак три су Лю дм илу Полякову . Н а ро дн а я арти стка России , н а счету ко то р о й свыш е п я т и десяти рол ей в кино , н а лип ецк о й зем ле п ре дст авл яла н екомм ерч еск ий о б р а з о в ат ел ьны й п р о ек т «Б о л ьш и е г ас тро ли 2016» . Лю дм ила П етр овн а лю бе зн о п о общ алась с журн али стам и . - М алы й театр в Л ип ецке п ок азы вал ко м едию А л ек сан др а О с тро вск о го «В ол ки и о в ц ы » , - р а с с к а з а л а а к т р и с а . - «Живой» СНИМАЛИ НА ТЕРРИТОРИИ З н а м ен с к о г о ж ен с к о г о м о н а с т ы ря С п ектакль прош ёл с соверш енно сумас ш едш им успехом . Д аж е ка к -то н еловко бы л о . П о т о м н ас п р и г л а с и л и п р о г у л я т ь с я по Ельцу . П ок а мы усп ели п о см отреть тол ьк о ц ен тральную часть го р о д а , но о н а м е н я п р о с т о п о т р я с л а . Здесь соверш енно уник альны е дом ики . Мне нр ави тся сре дн яя полоса России и м а лен ь ки е города . Я и спы ты ваю к ним б е с к он е чн ую н еж н о ст ь . У р б ан и за ц и я их си льн о и зм ен и ла , м естами зако вал а в сайдинг , но они не потеряли своей с а м обы тнос ти и своей души. - Говорят, в Ельце сним али м ного ф и л ь мов , - пр одолж ила Людмила П олякова . - М н е н е п о сч ас тл и ви л о сь , хотя если предлож ат , ни за что не откажусь . Но я сним ала сь в Задон ске во врем я работы н ад ка рти но й «Ж и л а -бы ла одна баба» . К ро м е то го , бы л а в А с тап ово , видела ста нц ию и дом , где умер Л ев Толстой . Так что н ем н о го зн аю Л и п ец кую о б ласть . Сейчас вот отправлю сь поближ е зн аком и ть ся с Е льцом . Н адею сь подру ж и ться с этим др евним городом . Н а том и разош ли сь . Кто домой , а кто в город за впечатлени ями ... • М ария ЗАВАЛИПИНА, А лек сандр ГОСТЕЕВ (фото) № 25 (4 0 7 ) , 13 - 19 и ю н я 20 16 г. № 25 (4 0 7 ) , 13 - 19 и ю н я 2016 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz