Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)
разваливается, рушится всё, нам даже медведей стало нечем кормить. Госу- дарственному прокату было не до нас, и мы с Александром Дерябиным подари- ли плёнку в Сергиеву Лавру. Теперь в Рождество Христово монахи, трудники и гости обители смотрят этот фильм, ведь больше образа Сергия Радонеж- ского в отечественном кино не встре- тишь. В прошлом году я снова хотела запуститься с картиной о русском свя- том, но денег не нашла. Надеюсь, кому- то всё-таки придёт в голову мысль: Рос- сии необходим фильм о великом рус- ском подвижнике. – В своём дневнике вы пишите: «Невос- питанное сердце – вот что ведёт человека к пропасти». Неужели всё-таки наступи- ло время, когда вокруг «демонов немощ- ная дерзость»? – Мы сами всё разрушаем. В девяно- стые годы нас всех просто предали. С «лёгкой» руки тогдашнего президента Бориса Ельцина разорили великую страну. А ещё раньше, при Горбачёве, начали уничтожать моего отца. Кстати, его собирались буквально устранить физически. Его друзья из «определён- ных кругов» предупредили, мол, идёте вы, СергейФёдорович, на истребление. Мы все об этом знали. Но тогда на съез- де кинематографистов унижали не только отца – Кулиджанова, Ростоцко- го, Наумова, растоптали Николая Бур- ляева с первымфильмом «Лермонтов». А про меня жаловались, мол, дочь мэ- тра снимает уже второйфильмпо нико- му не известному роману об иностран- ном оленёнке. Это так возмутило Наги- бина, ведь Феликсу Зальтену, «отцу» Бемби, в Австрии прижизни поставили памятник! Меня даже не выпускали к съёмочной группе, которая ждала про- должения съёмок на Кавказе. А перед теми, кто хотел уничтожить всё сделанное отцом в искусстве, встала проблема: им не нужны мученики. Тог- да они пошли с другой стороны – сна- чала развенчали героев, на которых взрастали целые поколения советских людей, например, их образы в кинема- тографе создали Евгений Урбанский в фильме «Коммунист», Василий Лано- вой и Георгий Юматов в «Офицерах», мой отец в «Судьбе человека»… Убрали их с экранов, заставили ориентиро- ваться на других персонажей, растоп- тали подвижников. Отец был носите- лем русской идеи, настоящим русским мужиком – такие в те годы были не нужны, более того – они были опасны. Отец всегда своим творчеством ут- верждал бессмертие души. Сейчас на экраны вышел красивый английский фильм «Война и мир», но у Пьера Безу- хова сценаристы вырезали самую глав- ную мысль романа Льва Николаевича Толстого: «Кого арестовали? Меня? Мою бессмертную душу?!» Англичан, как, в сущности, и весь западный кине- матограф, это не интересует. Для них важно физическое тело, а для нас – душа. Им нужно остаться в живых, а нам – совершить подвиг ради жизни вечной… Мне повезло, я застала по- следнюю дивеевскую девицу. В 1991 году мы снимали документальный фильм о том, как были обретены мощи Серафима Саровского. Когда раку с мо- щами перевозили из питерского Казан- ского собора в Елоховскую церковь Москвы, в Ленинграде разразилась страшная гроза. Когда же ковчег со свя- тымимощами трираза обносили крест- ным ходом вокруг Елоховского собора, мой оператор Марис спросил с милым прибалтийским акцентом: «Наташа, что это за запах?!». То благоухание, что распространилось далеко-далеко от храма, я до сих пор забыть не могу. После Москвы батюшку Серафима по- везли через города и веси России в его любимое Дивеево. Наша съёмочная группа процессию обогнала, мы прие- хали в обитель первыми. И вот тогда- то я и повстречалась с последней диве- евской девицей матушкой Серафимой. Она меня угостила чёрным хлебуш- ком из котелка Серафима Саровского. Ей тогда было 94 года. Она была уве- рена: Господь её хранил для того, что- бы встретить мощи святого. Об этом чуде её предупреждал и Мотовилов (Николай Александрович Мотови- лов – симбирский и арзамасский по- мещик, собеседник преподобного Се- рафима Саровского и его первый био- граф, многолетний попечитель Сера- фимо-Дивеевского монастыря, – прим. авт.), да и сам Серафим Саровский про- рочествовал, что телом лежать в Дивее- во не будет, но случится время, когда он вернётся. Матушка показала мне ога- рочек свечи, при которой святой умер. Она хранила эту свечку, варежку и ко- телочек его до новой встречи с батюш- кой Серафимом. Матушка рассказа- ла: когда пришли представители Сове- тов в монастырь, в первую очередь со- драли со всех насельниц кресты. Тогда матушки выпилили крестики из желез- ных кроватей и снова на себя повесили. И так спаслись… Весь отснятый материал я отвезла Свя- тославу Николаевичу Рериху, подарила ему икону Серафима. А для Святослава 32 культура Г О Д К И Н О Сергей Фёдорович Бондарчук до сих пор в строю Наталья БОНДАРЧУК: Я считаю, что любовь абсолютно бессмертна. Если человек испытал это чувство, то оно останется в нём, с ним навсегда № 23 (405), 30 мая – 5 июня 2016 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz