Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)

14 ациях, когда что-то происходило: всег- да спокойный вид, всё под контролем, всегда невозмутимый, никакой суеты… У меня было ощущение абсолютной не- сокрушимости отца. Прошли годы, а это чувство сохранилось. Никакого воспитания в виде назидательных раз- говоров не было: его пример сам по себе был воспитанием. Я это тоже унаследовал, меня мутит от любого дидактизма. Моя любимаяжен- щина – жена Машенька – просит, когда сын Глеб начинает «косячить» что- нибудь: «Поговори с ним!» Я: «Да, хо- рошо, поговорю». Мы выходим на ули- цу, молча садимся в машину, также мол- ча доезжаем до школы, он молча выхо- дит. Я ему на прощание говорю: «Ну ты понял»? Он: «Понял». И всё. Я не могу читать наставления. Зачем это вообще произносить, если достаточно выпра- вить собственную жизнь, которую ре- бёнок постоянно наблюдает. – Ваш отец был учителем истории. Вы на- звали его «интеллигентным человеком». Складывается впечатление, что смысл этого понятия сильно изменился за не- сколько десятилетий. – Отец был крестьянин. Не просто из крестьянской семьи, а крестьянин. Он рос после войны в крестьянской семье, где была хата, коровы, пахота, река Во- ронеж, впадающая в Дон. Он интелли- гент в первом поколении, «ломоносов- ский тип» – человек, чья мать даже чи- тать не умела, и лишь его отец, мой дед, что-то почитывал. Он – первый с выс- шим образованием во всём роду Приле- пиных. Но, с другой стороны, любой че- ловек, который живёт в деревне, в сель- ской местности, волей-неволей начина- ет что-то делать руками. В этом особенность сельской интеллигенции, её коренное отличие от городской. По- следние полтора века люди тянулись из деревень в города, а сейчас начинается медленный отток обратно на село. Это и социологи говорят, и я по своей деревне заметил. Поэтому не думаю, что всё по- теряно: земля зовёт. Радужная плёнка современной цивилизации – тонка, она лопнет однажды. И на поверхности вновь оказываются природа, народ, родня, Родина. Однокоренные слова и явления, которые не обманешь, так или иначе они будут в тебе проявляться. В народе, по крайней мере, должны про- являться, если он собирается дальше существовать. – Звучит здорово, но урбанизация, упа- док традиционного быта – явления гло- бальные и неумолимые. А ведь ценности, которые вы перечислили, как раз коре- нились там, в традиционном укладе быта и бытия. – Конечно, традиционный быт не вер- нёшь. Это потеряно, и не только в Рос- сии. Но вот возьмём мою деревню в Ни- жегородской области, на берегу Кер- женца. Я купил дом, когда там остава- лось три огонька в трёх избах. Прошло десять лет, и в ней понастроили домов. Некоторые туда уже переселились, дру- гие ждут любой возможности, чтоб приехать и не уезжать. Песенки, посло- вицы, поговорки и прочее мы не вер- нём, потому что породившего их быта уже нет. Но руки всё вспомнят. – Как происходило ваше становление как отца? В подражании, а, может быть, нао- борот, в противопоставлении собствен- ному отцу? – У меня всегда было ощущение, что отец – взрослый, настоящий «мужчи- на». А я до сих пор чувствую себя под- ростком. Появление детей – это, конеч- но, счастье в чистом виде, с одной сто- роны. А с другой, всё, что происходит со мной во взрослой жизни, я восприни- маю, как недоразумение: «Погодите, какие дети?! Я же сам ребёнок. Не писа- тель, не командир отделения ОМОН – это всё чушь какая-то. Я вас всех обма- главная тема Б Ы Т Ь О Т Ц О М ! № 21-22 (403-404), 23 – 29 мая 2016 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz