Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)
45 гид И С Т О Р И Я Сохранился в Шовском отчий дом Силуана Афонского приобщился в родном селе, отсюда его проводили в армию, и здесь он принял решение уйти в монастырь… Чтобы лучше понять, в какой обстанов- ке вырос подвижник православия, «Итоги недели» вместеЮриемПервиц- ким, автором-составителем уникаль- ной книги «Лебедянский край на стра- ницах тамбовской прессы (1838 – 1916)» предлагают своим читателям пе- реместиться во времени на сто лет назад. Помогут нам в этом материалы о Шовском, они публиковались на стра- ницах «Тамбовских губернских ведо- мостей» начала 1880-х годов. Сказать что-либо определённое об ав- торах статей, которые мы цитируем, в настоящее время достаточно трудно. Они были, скорее всего, местными учи- телями или священнослужителями. Вполне вероятно авторство и земских деятелей, по долгу службыпосещавших село. Самое главное для нас – они ока- зались очевидцами жизни села, людь- ми неравнодушными, а свои взглядына проблемы Шовского и его обитателей правдиво изложили в корреспонденци- ях в губернскую газету. И, возможно, знали юношу Семёна, мечтавшего уйти в монастырь… Умные дельцы «Н есколько лет тому назад страна наша изобиловала девственными лесами, в ко- торых день и ночь рыскали разной по- роды пушные звери, а по почтовым – большим и просёлочным дорогам, окаймлённым тернистыми лесами, бродили (шайками) мошенники, вне- запно нападавшие и беспощадно оби- равшие почти каждого пешехода и про- езжего. Таким образом, всякая поездка и путешествие сопряжены были со страшными опасностями, и никто не рисковал без оружия и других мер пре- досторожности пускаться в путь- дорогу. В настоящее же время этого со- всем нет, потому что леса повырубили, зверей побили, мошенников перелови- ли, каких сослали на житьё в Сибирь, каких наказали должным порядком. По-видимому, настала пора спокойно заниматься своими житейскими дела- ми. Оказывается, однако, что вместо прежних наглых мошенников являют- ся теперь умные дельцы, которые без зазрения совести искусно пожинают плоды рук ближних своих и с набитым кошельком скрываются; так, например, в конце прошлого 1881 года в глуши на- шей разнёсся слух, что банкирские кон- торы обменивают выигрышные, 1-го и 2-го восточного займа, билеты и вме- сто билетов с отрезанными, вышедши- ми купонами выдают новые, таковые же с купонами. Один из шарлатанов, лебедянский мещанин И. А. И., осно- вываясь на этом слухе, выдаёт себя якобы уполномоченным лицом бан- кирской конторы Крапоткина, что в Москве, отбирает у имеющих по Лебе- дянскому уезду выигрышные без купо- нов билеты для обмена на новые. Со- брав таким образом билетов на сумму около 5000 руб., он с 3-месячным от- пускным билетом неизвестно куда скрывается. Проходит месяц-другой, а его нет, как нет и посейчас. Теперь нет билетов новых, нет билетов старых и, наконец, нет самого уполномоченно- го». «Тамбовские губернские ведомости». №13. 9.02.1882. Горе от кабаков «8 мая у нас совершено престу- пление. Три крестьянина, на- ходясь в кабаке, завели между собой спор из-за 10 копеек. Спор вско- ре перешёл в драку, во время которой один из участников, Костин, ударил оглоблей в голову другого. От этого удара последний упал и, в бесчувствен- ном состоянии пролежав сутки, умер. При вскрытии трупа череп оказался раздробленным, и даже твёрдая мозго- вая оболочка оказалась прорванной. Народу при вскрытии было очень мно- го, на всех оно произвело тяжёлое впе- чатление. Все сознавали, что виновни- В тему И сторики села Шовское относят его рождение к XVII веку – в документах оно упоминается с 1678 года. Первым в здешних краях поселился некий Кузьмин, крестья- нин. В те времена по селу протекала речка Шовка. Не мудрствуя лукаво, землепашец Кузьмин назвал место своего жительства Шовским. Много лет спустя, в 1782 году, местные жители поставили в Шовском ка- менную церковь в честь Рождества Христова, а до этого они молились в деревянном храме. В начале ХХ века село насчитывало 363 двора, 1116 душ мужского и 1155 душ женского пола. В местном приходе числились четыре дерев- ни, волостное правление, лавки, имелись церковно-приходская одноклассная и министерская образ- цовая школы, в которых учились 70 детей. После революции, в 1932 году, здесь создаётся колхоз, а в 1937 году подвергается разорению церковь. ком этих преступлений является кабак, а с кабаком, однако, ничего не могут сделать. Месяца два тому назад, как уже я сообщал, волостной сход поста- новил было не выдавать с 1-го июля разрешений на открытие кабаков, но теперь общество едва ли будет в состо- янии привести в исполнение это до- брое дело, так как в самом селе и около села есть земли других владельцев, ко- торые, конечно, воспользуются подоб- ным приговором крестьян и за хоро- шее вознаграждение дозволят открыть кабаки на своих землях. Настоящий год и так, должно быть, бу- дет тяжёлым годом для крестьян: с от- крытием весны у нас не было ни одного дождя, отчего все посевы ржи и осо- бенно пшеницы позасохли и от ветра прилегли. Поздний овёс ещё не всхо- дил, а ранний хоть и взошёл, но, по всей вероятности, даст урожая менее позд- него; просо тоже ещё нигде не всходи- ло. Да и всходы всех хлебов были пло- хи, так как прошлую осень они были Храм Рождества Христова до 1937 года № 19-20 (401-402), 16 – 22 мая 2016 г. grekomania.ru Фоторепродукция О. БЕЛЯКОВОЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz