Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)
33 культура В Е Р Н И С А Ж Почти Троица, почти молитва. Крик: «Спасите мир!» «Церковь», как тихая песня его в искусство, иначе бы он просто не смог жить. Шевченко нашёл свой язык, свой метод и был ему верен до конца. О войне Василий Иванович старал- ся не рассказывать – он её «кра- сил», она не покидала его никог- да. Его раны болели, причиняя неимо- верные страдания. Но писал он войну по-своему, по-шевченковски. – Василий ИвановичШевченко оказал огромное влияние на художественную жизнь Липецка. Он говорил молодым живописцам: будьте смелыми, оста- вайтесь самими собой, творите в пол- ный голос, кричите, чтобы вас услы- шали! – говорит Татьяна Нечаева.– По его мнению, в искусстве нет полумер – писать нужно только на разрыв аорты, только до конца, до самого последне- го вздоха. В своё время он не был по- нят и принят, как и Виктор Семёно- вич Сорокин. Для них обоих очень важен был процесс. Виктор Семёно- вич рассказывал, что иногда, присту- пая к работе, он помнил только нача- ло и тот момент, когда опускал кисть – а всё время написания картины его как бы не существовало. А потом сам удивлялся, как мог такое нарисовать. Так же было и с Василием Иванови- чем Шевченко, который испытывал влияние Сорокина, но не поддавался ему, а перерабатывал его. Оба худож- ника опережали время, предвосхища- ли возможности тогдашнего зрителя. Зато со временем они завладели ума- ми как художников, так и просто лю- бителей и ценителей настоящего ху- дожественного искусства. Шевченко стал во времена перестройки даже по- пулярен и востребован, в том числе и за границей. Иностранцам было инте- ресно посмотреть на творца, не вклю- чённого в систему соцреализма. В асилий Иванович Шевченко всег- да много писал. Его супруга Таи- сия Филипповна говорит, что только за последние несколько лет он сделал более семи тысяч этюдов. Они познакомились уже зрелыми людьми: ей – за сорок, ему – за пятьдесят. Он – страдающий художник, переживший два инфаркта. Она – заведующая кар- диологическим отделением горболь- ницы №1, куда больного Шевченко привезли на «скорой». Шёл 1980-й год. – Скромный, застенчивый, впечатли- тельный, легкоранимый человек, кото- рыйжил в своёммире, далёком от жесто- кой реальности– такимя впервые увиде- ла ВасилияИвановича, – вспоминает Та- исия Филипповна. – Он был очень тяжёлый больной и очень несчастный. Так что я его сначала пожалела, а потом и полюбила. После окончания лечения в стационаре его перевели в отделение ре- абилитации, куда он согласился пойти только с условием, что я его стану там на- вещать. Вот с тех пор мы и не расстава- лись. Я всегда много работала, Василий Иванович много писал – в этом мы были похожи. Он любил природу, мычасто хо- дилина пленэр к вокзальному пруду, муж «красил» картину, рядом были наши со- бачки – настоящее счастье. Я благодарна судьбе за то, что помогла продлить жизнь талантливому, очень нуждающе- муся в заботе человеку и создать усло- вия для реализации его творческих пла- нов. А сегодня мне очень важно, чтобы о нём помнили, чтобы его поняли, по- любили, чтобы его работы жили и при- зывали к добру, к свету, к радости... В год девяностолетия мастера в Ли- пецке одна за другой открылись две выставки. Первая, разместив- шаяся в Областном центре культуры, народного творчества и кино, – «Из детства на всё смотрю». Это проект, придуманный и реализуемый образцо- вой студией изобразительного творче- ства «Искусство» под руководством Александры Бахмутской, в котором «участвуют» как работы Василия Ива- новича Шевченко, так и детские рисун- ки. Вторая – в ДомеМастера, где разме- щено более 20 картин художника. Приходите и «поговорите» с мастером. Он был бы этому несказанно рад! . Евгения ИОНОВА, Николай ЧЕРКАСОВ (фото) Таисия ФЁДОРОВА: Я благодарна судьбе за то, что помогла продлить жизнь талантливому, очень нуждающемуся в заботе человеку и создать условия для реализации его творческих планов. А сегодня мне очень важно, чтобы о нём помнили, чтобы его поняли, полюбили, чтобы его работы жили и призывали к добру, к свету, к радости... № 2 (384), 18 – 24 января 2016 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz