Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)

32 культура В Ы С ТА В К А сегодняшний день стараются привезти со святой Ростовской земли. Животво- рящий Крест явился в окрестностях святого города в XV веке местным па- стухам. В воздухе из столба света воз- ник Крест с распятым на нём Спасите- лем. И рядом – Николай-угодник с Евангелием. Глас с неба повелел неза- медлительно построить здесь Дом Бо- жий, в котором бы и разместился Жи- вотворящий Крест. Деревянную цер- ковь срубили достаточно быстро и на- звали Никольской – в честь Николая Чудотворца. Храм пережил пожар, от него осталось одно пепелище, но сам Крест оказался не тронутый огнём. По- сле революции святыню хотели унич- тожить богоборцы, пытались разру- бить, распилить Животворящий Крест, но ничего не получилось. Животворящий Крест Господень — одна из величайших святынь право- славной России — нашёл свою обитель в храме во имя Святителя Иоанна Зла- тоуста в селе Годеново, неподалеку от города Переславль-Залесский. Храм входит в подворье Никольского мона- стыря, и сестры многие годы ведут историю Животворящего Креста Го- сподня, записывают чудеса, подле него свершающиеся. Свою художественную летопись продолжают творить и масте- ра ростовской финифти. Язык разноцветной финифти Ирина Зубец говорит, что ростовский промысел – эмалевая драгоценность – никогда не угасал. После революции на смену многочисленным мастерским пришла знаменитая фабрика «Ростов- ская финифть». В советское время про- изведения мастеров этого знаменитого бренда были визитной карточкой СССР. Шкатулки с цветочным орна- ментом, расписные украшения, пор- треты советских вождей, лирические пейзажи на панно считались лучшим презентом для заграничных гостей. И сегодня ростовская финифть пережи- вает свой расцвет. В городе помимо фа- брики работают четыре крупных ма- стерских и художники-надомники про- должают лучшие традиции старинного промысла. – Конечно, каждый художник ищет свой стиль и почерк, но технология из- готовления, классические каноны ро- списи ростовской финифти бережно хранятся местными мастерами. Как и в прошлые века, осталась уникальной и трудоёмкой сама техника изготовления ростовской финифти. Каждое изделие начинается с тонкой, как листок бума- ги, медной пластины. Её вырезают, вы- гибают, придают нужную форму. В ос- нове эмали – стекло. Его специально варят и перетирают в пудру, затем тон- ким слоем посыпают им готовую пла- стину. Обжигают в печи при температу- ре около восьмисот градусов несколько раз. Сначала делают фон изделия: он по традиции белый или сливочно-кремо- вый. Потом уже изготавливают цвет- ное стекло, добавляя в него различные окиси металлов. Например, чтобы по- лучить красный цвет – художники ис- пользуют окись золота. Затем мастер тончайшими беличьими кисточками стеклянной пудрой расписывает своё произведение искусства. Чтобы до- биться нужного оттенка, он зачастую делает двенадцать прописок. Только так получается финифть, которая счи- тается самой долговечной, – раскрыла секреты мастеров ростовской финифти Ирина Зубец. Посетитель выставки Светлана Ушкова призналась, что для неё любоваться роскошью ростовской финифти, всё равно что переноситься на машине вре- мени в годы своей молодости, когда серьги или браслеты из ростовской фи- нифти были пределом мечтаний совет- ской красавицы. – Когда я вижу на женщинах украше- ния из ростовской финифти, у меня на весь день поднимается настроение. Эти удивительные цветочные узоры так подчёркивают нашу русскую любовь к какой-то сказке, умение ценить красоту и желание создавать её. Мне приятно, что устроители выставки представили два нарядных кримпленовых платья, модных в семидесятые годы, с украше- ниями из дорогой сердцу ростовской финифти. Выставка получилась камер- ной и удивительно тёплой, – подели- лась впечатлениями Светлана Ушкова. «Блестящий камень» с росписью в дымке – как летопись времён. Начи- нался промысел с небольшого благо- словления святой земли в красках из стеклянной пудры. Потом финифть и вправду превратилась в драгоценность и стала украшать царские одежды и светских красавиц. Кстати, победи- тельницу первого конкурса красоты «Мисс Россия» венчала корона из ро- скошных ростовских эмалевых укра- шений. Сейчас по всей России откры- ваются двери храмов и в любви к Богу вновь признаются на языке разноцвет- ной финифти. . Дарья ШПАКОВА, фото автора Светлана УШКОВА: Эти удивительные цветочные узоры так подчёркивают нашу русскую любовь к какой-то сказке, умение ценить красоту и желание создавать её № 15 (397), 18 – 24 апреля 2016 г. Народные мотивы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz