Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)
31 дения, заведующая экспозиционно- выставочным отделом Государствен- ного музея-заповедника «Ростовский кремль». – Во времена оные желанны- ми местами для паломничества счита- лись Киево-Печерская лавра и Ростов Великий. Конечно, богомольцы, посе- тив святые места, хотели увезти оттуда частичку благодати. Каждый паломник приобретал в Ростове Великом евло- гию – небольшой финифтевый обра- зок. В переводе с греческого «евлогия» значит «благословение». Поэтому в нашем городе, как грибы после дождя, росли мастерские по производству фи- нифти. Изделия на религиозную тема- тику были невероятно популярными до начала двадцатого века. После того как церковь отделили от государства сменились и сюжеты на работах рос- товских мастеров, но сам промысел остался таким же любимым у русского народа. Богородица с яблочком Ирина Зубец с гордостью показала по- сетителям выставки священническое облачение XVIII века, украшенное дра- гоценными вкраплениями ростовского «блестящего камня». И самый ценный экспонат – единственная изготовлен- ная на финифти текстовая табличка, с одиннадцатой главой из Евангелия от Марка (произведение искусства второй половины XIX века). Евлогии, миниа- тюры с библейскими сюжетами и изы- сканные иконы заняли целую витрину на выставке. Эти уникальные предметы ростовского промысла попали в музей- заповедник разными путями. Многие вещи были подарены самими мастера- ми ростовской финифти. Каждый из самобытных художников хотел про- славить в веках своё «огненное пись- мо», так ещё называют росписи по эма- ли. Местные жители приносили в дар музеюсвои семейные реликвии. Какие- то работы приобретали специалисты хранилища реликвий ростовской фи- нифти. Среди них – образ Богородицы «Умиление-Ростовская». – Все города на Руси мечтали иметь свою Богородичную икону. Поэтому у нас так много святынь: Владимирская, Казанская, Тихвинская иконы Божией Матери. В Ростове Великом почитает- ся чудотворная икона Божией Матери «Умиление-Ростовская». Прихожане в простоте назвали этот образ «Богоро- дица с яблочком». В начале двадцатого века икона стала являть чудеса. У Сер- гея Максимовича и Евдокии Иосифов- ны Лепешкиных росла девочка Лиза. На праздник Благовещения, 25 марта 1910 года, у девочки заболела голова, потом быстро появился жар, бред. На- чались припадки. Обращение к док- торам здоровья не поправило. Тогда родители стали ездить с дочкой по свя- тым местам, но и это мало помогало. Как-то после долгих ожиданий конца припадка, почувствовав прилив горь- кого отчаяния, отец её воскликнул: «Матерь Божия, Владычица! Или возь- ми её на Свои Пречистые Руки, или нам отдай!» В ту же секунду девочка утихла, и из её уст совершенно ясно и отчётливо, как бы проговоренные кем- то другим, послышались слова: «Мо- лись Умилению Божией Матери». Ро- дители нашли храм с этой иконой, и после исповеди и причастия девочка выздоровела. А этот случай исцеления стал первым явленным чудом, свер- шённым у «Богородицы с яблочком». Эта история разлетелась далеко за пре- делы Ростова, и мастера ростовской финифти стали чаще изображать образ чудотворной иконы в волшебной эма- ли, прославляя Богородицу, – расска- зала о почитаемой ростовской святыне экскурсовод Ирина Зубец. Чудо веры православной Мастера ростовской финифти стреми- лись запечатлеть в своих произведени- ях любовь к Богу. Чудеса, свершённые на святой земле, всегда прославлялись их тонкими кистями и необыкновен- ными красками. Миниатюра о Живо- творящем Кресте стала тем самым бла- гословением, которое верующие и по Старинная икона Богородицы «Умиление-Ростовская» мастеров ростовской финифти Современная икона Серафима Саровского Ирина ЗУБЕЦ: Каждый паломник приобретал в Ростове Великом евлогию – небольшой финифтевый образок. В переводе с греческого «евлогия» значит «благословение». Поэтому в нашем городе, как грибы после дождя, росли мастерские по производству финифти № 15 (397), 18 – 24 апреля 2016 г. культура В Ы С ТА В К А
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz