Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)

24 общество Б Ы Т Ь О Т Ц О М ! пал сам. Среднюю, Аньку, – всего не- сколько раз, а Рому – почти никогда. Потому что Лиза родилась раньше, чем произошли перемены на работе, ещё в прошлой жизни. – То есть главное отличие – нехватка вре- мени? – Безусловно, стало меньше времени, но дело даже не в этом. Когда меня на- значили, я разговаривал со Святей- шим Патриархом, советовался, и он сказал, что надо выполнять свою ра- боту «с пониманием высокой ответ- ственности за каждое сказанное сло- во». Конечно, просто так болтать язы- ком никогда не нужно, и евангельский принцип говорит о том, что за каждое праздное слово человек даст ответ. Но мы понимаем, что есть разные уровни ответственности. А когда любое твоё слово может быть интерпретировано как позиция Церкви, то тут десять раз подумаешь, как сформулировать ту или иную фразу. – А вы успеваете с детьми общаться? – Как-то в одной умной книжке или статье про воспитание я прочитал, что вообще важно не сколько ты времени проводишь с детьми, а как ты его про- водишь. Поэтому я перестал беспоко- иться по поводу количества часов. – Хорошо. Но ведь бывает, наверное, так, что вы пришли домой, дети от вас чего-то хотят, а вы так устали, что уже ничего не хотите. . . – Ну, конечно, бывает. Просто часто, когда я уже ничего не хочу, дети уже спят. Но меня очень трогает всегда, ког- да они спрашивают в выходной день – раньше Аня, а сейчас уже и Рома: «А ты сегодня не идёшь на работу? О, папа не идёт на работу!» – Вы помните момент, когда вы почув- ствовали себя отцом? –Помню. УтромНастя сходила к врачу, тот сказал: «Всё в порядке, через пару недель приходите». Она спокойно по- ехала к моим родителям загород, и там у неё начались схватки. Я примчался из Москвы. Меня даже пустили в палату к жене и показали Лизу. Я увидел: лежит под колпаком такой комок с трубочка- ми – и при этом почувствовал, какое это своё, родное… Дежурный врач стояла рядом, говори- ла много умных и непонятных слов, как студент-отличник на экзамене. А у меня был один во- прос: это всё прой- дёт? Это не страш- но? И врач, как мне показалось, убеж- дала, что всё не очень страшно. По- этому на следую- щий день я пришёл абсолютно спокой- ный. И тут мне го- ворят: «Ребёнок в реанимации» . Я даже поначалу не придал этому долж- но г о значения . Спрашиваю: «Док- тор, а когда мы сможем забрать дочку домой?» На- верное, это прозву- чало очень легко- мысленно, потому что врач мне до- вольно резко ответила: «Вы видите, что здесь написано? Реанимация! По- чему вы думаете, что это несерьёз- но?!» И вот тогда за этого маленького и ещё даже незнакомого человека ста- ло по-настоящему страшно. – Что вас поддерживало в тот момент? – Один замечательный священник, друг семьи, сказал мне тогда: «Не пере- живай так сильно». Я говорю: «А вдруг что-то случится?» И он мне ответил: «Ну, с точки зрения спасения её шансы выше, чем ваши». Кто-то может счесть это очень жёсткой, страшной фразой – я так и отреагировал вначале. Но так как это сказал не чужой человек, я по- нял, что это правильно. От этого не легче, конечно, было, но какой же я христианин, если в это не верю? – А вообще за детей страшно? – Да, очень. Но мне страшно в основ- ном из-за того, что я вижу в уже под- росшем поколении, в своих студентах в институте, из-за того, что я слышу про школу… Хотя, наверное, это не со- всем правильно. Когда крестили Аню, игумен Дамаскин (Орловский) сказал: какими вырастут дети, зависит только от родителей. Если дети будут видеть родителей-христиан, то и у них будет шанс вырасти христианами. Вроде бы труизм, но он сказал это так серьёзно, что я задумался и говорю: «Батюшка, это очень сложно». А он кивнул: «Но зато спасительно и благодатно». – А как вы, педагог, оцениваете ситуацию в российском образовании, ЕГЭ и прочее? – Я не являюсь безусловным противни- ком ЕГЭ и как преподаватель понимаю, что любой тест объективнее, чем устный экзамен. Но тест не может быть един- ственным критерием оценки знаний. В результате последние два школьных года дети не учатся, а готовятся к тестам. И это чудовищно! Они знают какие-то цифры, факты, сколько было лет стару- хе-процентщице, но не могут просто, не выискивая там какие-то такие детали, читать «Преступление и наказание». В образовательных системах сегодня написано про какие-то навыки и ком- петенции. Но, как сказал один журна- лист, «компетенции есть и у служебной собаки». Вопрос: кого мы готовим? Я крайне скептически отношусь к совре- менной школе, хотя есть пока и хоро- шие школы, и великолепные учителя. Но всё происходящее в образовании увеличивает нагрузку на семью. – Что же делать семье? – Когда-то очень давно я прочитал в какой-то книжке, что родители делают стандартную ошибку, задавая своим де- тям вопрос: «Какую оценку ты сегодня получил?» Правильный вопрос: «Что ты сегодня узнал?» Но если раньше не- правильный вопрос не приводил к фа- тальным последствиям, потому что в обществе было стремление к знаниям, то сегодня как раз очень многое зависит от того, как ребёнка сориентируешь. Владимир ЛЕГОЙДА: Когда меня назначили, я разговаривал со Святейшим Патриархом, советовался, и он сказал, что надо выполнять свою работу «с пониманием высокой ответственности за каждое сказанное слово» Советы Святейшего № 13 (395), 4 – 10 апреля 2016 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz