Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)

26 культура В Ы С ТА В К А ной мобилизации всех немцев СССР, за- брали в трудармию и маму. Меня, трёх- летнего, вынуждена была взять тётка, у которой двое своих детей. Жизнь пер- вых послевоенных лет была ничуть не лучше, чем в годы войны: тот же голод, то же выживание». Быть может, гены, быть может, детство определили как характер Дика, так и его стиль, его метод, который сам ху- дожник называл: «вычитание случай- ностей». Его картины – словно тихая музыка, делающая акценты только на самом важном, находящаяся в постоян- ном развитии, скрывающая эмоции, что бурлят где-то глубоко. – Выставка «Пётр Дик. Между двумя бесконечностями» – третья в Липецке. Дик – художник, которого я всегда го- това показывать. Это – мой художник, он мне близок и интересен и в художе- ственном плане, и как умный собесед- ник, его волнуют те же проблемы, что и меня, – говорит куратор выставок Гале- реи Назарова, искусствовед Татьяна Ивановна Нечаева.– Каждый размыш- ляющий человек обязательно задаёт себе вопросы: кто мы? что мы? куда мы идём? И каждый должен находить или хотя бы попытаться найти на них отве- ты. В Библии, у немецкого философа и писателя Новалиса, у русского сказоч- ника Шварца есть примерно одна и та же фраза: «Куда же идём мы? Всё туда же – домой». Это вечный поиск, вопрос многих поколений. Всю своюжизнь че- ловек ищет спасения от одиночества. И Пётр Дик задаёт себе этот вопрос как философ-экзистенциалист, как худож- ник-метафизик, как блистательный мастер, которому подвластна гармо- ния формы, взаимосвязь всего сущего на Земле. «Работаю я преимущественно не с на- туры, а с натурой. Всё определяется природой таланта художника: и тема, и язык. Для меня искусство не профес- сия, но состояние духа. Язык – катего- рия мировозренческая. Убеждён, если поиск новых форм не вызван глубокой внутренней необходимостью, то ничего кроме мертворождённых вещей не полу- чится. Тот, кто пренебрегает природой своего таланта во имя отвлеченных но- вых форм, совершает тяжкий грех, ибо предаётто, к чему призван свыше. Лист – это Космос, это бесконечность… Я ни- чего не переделываю, не навязываю ни- чего, но если через мои работы люди станут чуть ближе, понятнее, роднее друг другу, то я не зря трудился и жил. Жизнь изначально ничему не учит, учит искусство. Через него человек обретает ту или иную систему ценностей...» Выставка в Липецке стала 36-й после смерти художника. Жизнь после жизни продолжается. Председатель липецко- го отделения Союза художников Рос- сии скульптор Александр Вагнер отме- тил, что слово «дик» в сочетании с дру- гими словами по-немецки означает «усиление, преувеличение чего-то». Случайность ли, предзнаменование, но воздействие Дика на людей – мощное, очищающее души – не ослабевает с го- дами. Это обстоятельство, наверное, и позволило искусствоведу Андрею Ло- моносову сказать, что искусство – это тоже одно из доказательств бытия Бо- жия, и творчество Петра Дика этому подтверждение. Край Мигачёва Владимир Мигачёв считает, что край – граница, горизонт, черта вероятного будущего, приближение к которому чревато тревожным ожиданием, пото- му что за ним может скрываться что угодно – боль, утрата и даже страшный конец всего сущего. И в этом он, конеч- но, экзистенциалист. Поэтому утверж- дает: «Я пишу не грустные пейзажи, не тоскливые, а экзистенциональные». – Через пейзажи я пытаюсь понять че- ловека, понять себя. Для меня принци- пиально, чтобы люди меня и моюфило- софию приняли. Я хочу подниматься вместе с публикой, заставлять её думать, ставить вопросыиотвечатьна них. Ксо- жалению, нынешнее телевидение мало того, что опустилось до низких запросов зрителей, так ещё и дальше продолжает тянуть их в низ на своих ток-шоу. Чтобы не погружаться в серость будней, нужно что-то делать, и искусство может в этом помочь. Через искусство человек может приобрести тот опыт, которого у него никогда не было. Выставка в Липецке называется «Низ- кое солнце». Это и название одной из картин, и вопрос живописца: «Где мы сейчас? Что будет, если наступит ночь?» Понятно, что если не случится ночь, не придёт и день. Но Мигачёва волнует это пограничное состояние, время, ког- да человеку приходит пора спрашивать – себя, окружающих, небеса… – Сейчас напрочь отсутствует критика, – констатирует ВладимирМихайлович. № 10 (392), 14 – 20 марта 2016 г. Владимир Мигачёв: «Через пейзажи я пытаюсь понять человека, понять себя» «Низкое солнце». . . Фото Сергея ЛИТАВРИНА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz