Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)
культура Т Е А Т Р 27 В иновник «сумасшествия» – московский режиссёр Дмитрий Горник, поставивший на сцене Липецкого государственного академического театра драмы имени Льва Толстого спектакль «С ума сойти!» Знаменитый французский драматург и режиссёр Жан Кокто назвал свою пьесу «Ужасные родители». Дмитрий Горник свою интерпретацию именовал иначе – «С ума сойти!» – и даже запатентовал авторское название. Дмитрий Горник – ученик Анатолия Васильевича Эфроса, одного из лучших советских режиссёров. – Эфрос – это мой фундамент, эталон человеческий и профессиональный, – утверждает Дмитрий Алексеевич. – Я прошёл прекрасную, если не лучшую, школу: стажировался у Ефремова во МХАТе, у Гончарова в театре имени Маяковского, у Товстоногова в ленинградском БДТ, в кино – у Бондарчука. И всё же в работе стараюсь использовать именно эфросовские краски, конечно, если актёрская палитра позволяет. Дмитрий Горник уверяет, что в Липецке с актёрским составом ему повезло – в спектакле заняты народная артистка России Ольга Овчинникова, заслуженный артист России Сергей Бельский, вернувшаяся на липецкие подмостки Светлана Кузнецова и молодые актёры Дмитрий Немонтов и Мария Соловей. – Я к работе всегда готовлюсь тщательно: приезжаю с законченной сценографией, эскизами, музыкой, – говорит режиссёр. – Но всегда радуюсь, если актёры дают повод ещё и фантазировать. Мои задумки стали основанием, на которое настраивалось нечто новое, навеянное актёрской импровизацией. Спектакль «С ума сойти!» Горник ставит уже в третий раз. Премьерной была работа в антрепризе со звёздами современного кино Людмилой Чурсиной, Дмитрием Дюжевым, Павлом Майковым, Алисой Гребенщиковой, Еленой Захаровой. В том спектакле сценическое действо перенесли на батут, на котором безропотно прыгала даже народная артистка СССР Людмила Алексеевна Чурсина. Новобранец липецкого академического театра Дмитрий Немонтов исполняет роль Мишеля, сына ужасных родителей. С московской версией постановки, в которой этот персонаж достался его тёзке – Дмитрию Дюжеву, Дмитрий Немонтов пока не знаком. В его ближайших планах посмотреть фильм самого Жана Кокто с Жаном Маре в главной роли. – Это моё принципиальное решение, – делится Дима. – Мне хочется найти свои краски, а не опираться на чужой опыт. Тем более что в моей собственной жизни той ситуации, которую драматург выносит на обсуждение, не было. В определённом возрасте каждый человек должен принять решение и выпорхнуть из родового гнезда, отправиться в свободный полёт. Мои родители меня поняли и не мешали взрослеть самостоятельно. А вот предки моего героя – трудные, эгоистичные, семья душит его, мать старается привязать к себе. А любовь не должна быть безумной, иначе она не созидает, а разрушает. Дмитрий родился далеко – в городе Ноябрьск, под Тюменью, затем семья оказалась в Липецке, а он отправился учиться на актёра в Воронеж, потом вернулся и поступил в труппу липецкого академического театра драмы. Режиссёр Дмитрий Горник тоже вернулся, если не в город, так к пьесе. После Москвы он ставил «С ума сойти!» в Тольятти, где посадил актёров на карусель. Но там театр вскоре закрылся, и режиссёр предложил свои услуги липецкой труппе. – Есть темы, с которыми работать можно всю жизнь и каждый раз открывать для себя что-то новое, – считает Дмитрий Алексеевич. – В Липецке мы сделали фоном спектакля сменяющие друг друга картины французских художников. И это уже иная эстетика, другая пластика. Конечно, можно было бы и здесь поставить фарс, но с незнакомыми актёрами это дело даже не рискованное, а самоубийственное. Поэтому мы рисковать не стали, а выбрали более- менее классический вариант, обозначив на афише жанр «на грани фарса». ...Двадцатилетний сын влюбляется и хочет покинуть отчий дом, атмосфера которого напоминает балаган, дом, как оказалось, со множеством потайных ящичков. На каком этапе детям можно давать свободу? До каких пределов может распространяться материнская любовь и на какой ступени она превращается в деспотизм? Должно ли приносить жертву любви и себя – в жертву обстоятельствам? На что можно пойти ради сохранения семьи? Эти вопросы Жан Кокто поставил в первой половине прошлого века, и они до сих пор остаются животрепещущими. Ответил ли на них спектакль «С ума сойти!» – решать зрителю… . Евгения ИОНОВА, Павел ОСТРЯКОВ (фото) В театре сошли с ума Дмитрий ГОРНИК: Я к работе всегда готовлюсь тщательно: приезжаю с готовой сценографией, эскизами, музыкой. Но всегда радуюсь, если актёры дают повод ещё и фантазировать № 6 (388), 15 – 21 февраля 2016 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz