Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)
31 культура Ф И Л А Р М О Н И Я академической музыки, посвящённый альту, с названием-признанием «Viola is my life». – В этом скрыт некий намёк. У амери- канского композитора Мортона Фел- дмана есть четыре пьесы под общим названием «The Viola in My Life», то есть «Альт в моей жизни». Поскольку мой фестиваль в большей степени ори- ентирован на современную музыку, в том числе и электронную, я решил, что нелишним будет опереться на фелдма- новское определение, всё-таки его не- много изменив: «Альт – это моя жизнь». И этим всё сказано. – Как вы совмещаете любовь к классиче- ской и современной музыке? – Это не сложно. Мне кажется, что ба- рочная и новая академическая музыка в чём-то очень близки. Внимание к форме, к конструкции произведения свойственно и барочной, и современ- ной музыке. Они похожи на хорошо спланированные красивые здания, с прочным фундаментом, несущими сте- нами и множеством украшений. Эсте- тика же романтизма (Бетховен, Шу- берт, Глинка) более личностная, ей важны переживания человека, индиви- дуальные чувства. – Что у вас есть, кроме музыки? – Музыка, действительно, занимает почти всю мою жизнь. Поскольку в по- следнее время я всё больше погружа- юсь в электронную, альтернативную музыку, то для дальнейшего развития в этом направлении мне нужна матема- тика. Ведь в работе с электроникой нужно иметь не ситуативное представ- ление о предмете, а точные знания. Вот я и пытаюсь их приобрести. Главная сцена – Дмитрий, зачем вам, классическому ги- таристу, преподавателю легендарной Гнесинки, понадобилось участвовать в качестве вокалиста в шоу «Главная сце- на» телеканала «Россия»? Или сегодня без телевизора никак не пробиться к большой аудитории? – Мне было интересно выступить на новой площадке, я получил хороший опыт. Мы дружим с Эрнестом Мац- кявичюсом, ведущим этого телешоу. Обсуждая его новый проект, реши- ли, что мне там есть место. Я ведь не только играю на гитаре и преподаю в Академии имени Гнесиных, но ещё и пою. – Почему выбрали шестиструнную гита- ру? – В шесть лет отец дал мне в руки свой инструмент, став моим первым педаго- гом. Для шестиструнной писали свои произведения выдающиеся компози- торы разных стран и эпох. Не подумай- те, что я бросаюкамень в русскую семи- струнную гитару. Любой инструмент – это всего лишь проводник в мир музы- ки, её голос. Главное, бытьмузыкантом, и неважно, на чём ты играешь. – Вы говорите, что музыку нужно пере- живать, потому что она – язык Бога. – Это точно, религий много, а Бог один. Хотя у каждого – он свой. Язык музыки намного богаче других языков, он мо- жет выражать чувства, музыкой можно сказать то, чего не выразишь словами. – Современная музыка (не путать с поп- совой, эстрадной) с каждым десятилети- ем становится всё сложнее и сложнее, и её порой слушать просто невыносимо. Она не даёт возможности наслаждаться звуками, а заставляет напрягаться, посто- янно думать, что-то анализировать. Так же дело обстоит сегодня и с религией: мы ничему и никому не доверяем, не ждём, требуем чуда здесь и сейчас, перепрове- ряем постулаты. Да и жизнь человека ус- ложняется с каждым поворотом нашей многострадальной планеты. – Музыка, действительно, является от- ражением жизни. Если посмотреть на одного какого-нибудь композитора во временном разрезе, можно увидеть, как обстоятельства жизни влияли на его творчество. Например, величай- ший русский композитор Сергей Рах- манинов в начале своей творческой биографии и в её финале – разные люди. Двадцатый век – эпоха техноло- гических революций. И музыка не мог- ла остаться в стороне, возникло много стилей и направлений. При этом по- явилась как сложная музыка, так и аб- солютно примитивная, которую часто крутят по радиоканалам. – А хочется Моцарта или Вагнера, чтобы услышал и воспарил! – Но и они оба для своих современни- ков были новаторами, вызывали про- тиворечивые чувства. Мы любим му- зыку, которую слышали на протяжении многих лет, наш слух ждёт привычной мелодии. Такой, как Второй фортепи- анный концерт Рахманинова. А музыка всё-таки должна удивлять, наполнять нашу жизнь новыми гармониями. Здесь стоит задать вопрос: почему у Моцарта сорок одна симфония, у Гайд- на – сто четыре? Да потому что публика того времени ждала чего-то нового, традиция слушать старое, что мы се- годня называем классикой, тогда ещё не сформировалась. Композиторы должны были постоянно подпитывать интерес к себе, сочиняя новые произве- дения. Поэтому Бах каждую неделю писал новую мессу, фугу или ораторию. Так что современная академическая музыка сложна, быть может, потому, что мы пока её не поняли и не приняли. Время покажет. – Вы – ученик благодарный. Когда я узна- ла, что в детстве выплакали, когда закан- чивались уроки с отцом, потому что вам хотелось продолжения, была крайне удивлена. Обычно обучение музыке всё- таки происходит через преодоление. Сейчас вы ещё и директор Международ- ного конкурса гитаристов имени Алек- сандра Фраучи. Это ваша благодарность учителю? – Сделать фестиваль или конкурс име- ни Фраучи я мечтал ещё будучи его сту- дентом, но думал, что реализую свою идею ещё не скоро. Никто не ожидал, что Александр Камиллович так скоро нас покинет. Его не стало в 2008 году, а осенью 2009-го мы уже провели пер- вый конкурс. Наш концерт в Липецке совпал с днём рождения идейного вдох- новителя конкурса, супруги Фраучи – Марии Наумовны, которой, к сожале- нию, в прошлом году тоже не стало. На нас, учениках, теперь лежит огромная ответственность. В следующем году со- стоится уже пятый –юбилейный – кон- курс. – Знаю, что вы появились на свет вопре- ки всему: обстоятельствам жизни, про- гнозам врачей. Отсюда ваше активное участие в жизни церкви и пение на кли- росе? – Думаю, когда завершу активную кон- цертную деятельность, возьму на себя и регентские обязанности, ведь по вто- рому образованию я дирижёр. А в храм меня и всю нашу семью привела моя крёстная, бабушка Зоя. Отец крестился даже после меня, в тридцать лет. Храм, вера, богослужения – это из детства, из дома. И по-другому себя не мыслю. . Евгения ИОНОВА, Николай ЧЕРКАСОВ (фото) № 51 (433), 12 – 18 декабря 2016 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz