Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)
26 общество Р У С С К И Й М И Р среди равных. И если герой умеет слы- шать и понимать мир, говорить с ним на одном языке, то и получает за это награ- ду, а того, кто разучился это делать или возгордился собой – настигает возмез- дие, как в сказках «Морозко» или «Гуси- лебеди». – Фольклор, а вместе с ним и сказка, воспитывают в людях отзывчивость, жертвенность, умение чувствовать беду, боль другого. Поэтому наших де- тей и надо взращивать на фольклоре, с ранних лет читать народные сказки, прибаутки, загадки с поговорками. – А почему современные сказки другие? Потому что их пишут профессионально обученные люди? – Мир изменился, он стал грамотным, рациональным, прагматичным. В этих условиях традиционному фольклору выжить трудно. Сегодня он существует в одном лишь жанре – анекдоте. И но- сителей фольклорной культуры всё меньше, да и язык в результате всеоб- щего образования становится дистил- лированным. – Самая парадоксальная сказка – «Куроч- ка Ряба». У маленьких деток она вопро- сов не вызывает. А взрослые всегда в не- доумении. Зачем дед с бабкой сначала сами бьют изо всех сил золотое яичко, а потом рыдают, когда его разбивает ма- ленькая мышка? С одной стороны, понят- но, что сказка учит выбирать: духовное или плотское. С другой – русский народ всегда стремится к лучшему, а золотой металл для него – это эквивалент чего-то высшего, идеального. И когда мышка разрушает это идеальное нечто, наступа- ет хаос. Но ведь это же нужно было на- шим предкам всё так закамуфлировать… – Можно ответить так: человеческое любопытство иногда бывает наказуе- мо. Досталось тебе золотое яичко – бе- реги дар. А дед и баба начинают его бить. То есть человеческим силам золо- тое яичко, эта драгоценность, непод- властна. А вот обычной серенькой мышке достаточно было махнуть хво- стиком, чтобы оно упало и разбилось. Курочка же успокоила деда с бабкой: жизнь продолжается, она теперь снесёт нормальное яичко. – Получается, что идеальный мир – не для человека с его грехами и пороками? – Почему-то мне кажется, что эта сказ- ка не о достижении и потере идеала. Просто ни курица не знала, что делать с золотым яйцом, ни старик со старухой. Вот и получилось то, что получилось. Они били его, как обыкновенное и остались ни с чем, вернее, с обещанием получить обыкновенное яйцо. Получа- ется, золото счастья-то не принесло. – Читаем мы всё меньше, теперь сказки можно посмотреть. Особенно в анимации много сказочных мотивов. Например, многосерийные «Три богатыря». Такое ощущение, что авторы специально хотят сызмальства вымыть из сознания наших детей уважение к родной истории и её ге- роям. – Я не знаю, зачем это делается, снима- ется, показывается. Детство – это ведь установочный период, когда заклады- ваются основы морали, нравственно- сти, восприятия Родины. Я родилась в послевоенные годы, трудные, нищие, но в моих воспоминаниях детство та- кое запашистое, такое яркое. До пяти лет я жила в деревне, помню, как на со- ломе бабушка мне рассказывала про Илью Пророка. До сих пор любая сказ- ка у меня ассоциируется с запахами. К сожалению, современные дети читать не любят, иммилее гаджеты. Поэтому и появились такие мультики, как «Три богатыря» и «Маша и Медведь». – Кстати, мультик про Машу уже собрал мировую аудиторию и пользуется огром- ной популярностью даже в мусульман- ских странах, потому что героиня носит платочек. А израильские исследователи нашли у Маши психические заболевания. Но давайте поговорим сначала о сказках про Машу и медведей, а потом о совре- менной мультипликационной истории. – Это сказки-предупреждения, наука жить, сопрягая свои силёночки с при- родой, которая намного сильнее чело- века и может уничтожить в любую се- кунду. Следующая мораль – не робей, попавши в сложную ситуацию, учись договариваться, твоя хитрость, наблю- дательность могут выручить. А муль- тяшная Маша – злая девочка, как сей- час говорят, «безбашенная». Ведь мед- ведь – порядочный человек, трудолю- бивый, хозяйственный, добрый. И вдруг ему на голову сваливается такая напасть… – …Которая, с другой стороны, наполни- ла его жизнь. А это не про любовь? – И всё-таки это катастрофическое вмешательство, равное вмешательству человека в природу. А герои с экрана, как и со страниц книг, должны воспи- тывать. Чему может научить эта ото- рва? Тому, что всё позволено? В народе сложился идеал девочки – трудолюби- вая, чистая, скромная, послушная, лю- бящая… Мультик, конечно, смешной, но в подкорке откладывается, что дети могут не слушаться, дерзить, и всё им сойдёт с рук. А когда ребёнок диктует взрослым правила игры – это жесто- чайший слом традиции отношений. – И вот на фоне слома взаимоотношений создаётся общество защиты русских ска- зок. Это на волне ура-патриотизма или всё-таки наступило время собирать кам- ни? № 50 (432), 5 – 11 декабря 2016 г. Василий Максимов. «Бабушкины сказки». Государственная Третьяковская галерея
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz