Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)
25 жены в сказки изначально или это уже наше современное представление? – Конечно, детская бессознательная сфера ещё не порабощена сознанием, поэтому она так восприимчива к образ- ной материи сказок. Человек всегда по- знавал природу, и не только окружаю- щую, но и свою собственную и косми- ческую. Этими токами и пронизаны вся мифология и сказки. Так что они на- много сложнее, чем кажутся нам на первый взгляд. В них несколько смыс- ловых пластов, рассчитанных на все возрастные периоды. – Только понимать, прочитывать эти за- ложенные смыслы мы, к сожалению, уже почти разучились. Посмотрите, странная трансформация происходит со сказочными героями. Например, Баба- яга раньше была отрицательным персо- нажем – ею пугали детей. А теперь эту ба- булю уже никто не боится, наоборот, с ней научились договариваться, и в со- временных сказках с фильмами есть тому подтверждение. В этом же ряду леший с кикиморой, Ко- щей Бессмертный… – Изба Бабы-яги стоит на границе двух миров – ре- ального и потусторонне- го. Баба-яга, костяная нога – это мертвец, оживлённый фантазией народа. Чего не переносит этот персонаж? Русского духа. Помните, она постоянно принюхи- вается и находит обладате- ля этого духа. Жизнь всег- да пахнет. А Баба-яга эту жизнь ненавидит, потому что она атрибут мёртвого мира. Она, как правило, подталкивает героя пе- рейти черту двух миров, поэтому она злая героиня. А леший с остальной не- чистью – это языческая образность, существовавшая до христианства. Во- обще, сказочные персонажи нередко были связаны с повседневной жизнью русского крестьянина, с его бытом. И в этом случае сказки выполняли ох- ранительную функцию. Семьи тогда были многодетными, сидеть с ребя- тишками было некогда, вот и расска- зывали малышам всякие были-небы- ли, которые изобиловали чудищами, чтобы остеречь их от речных омутов и лесных чащоб. Но главная функция отрицательных сказочных персона- жей – всё-таки образное воплощение различных градаций зла. – Змея Горыныча некоторые исследова- тели ассоциируют с монголо-татарским игом. Орда же выжигала Русь и шла на неё массивными потоками. Вот в люд- скойфантазии она и превратилась в огне- дышащее чудище-дракона. – Думаю, не только с монголо-татар- ским игом связан этот образ, но и во- обще со всеми многочисленными на- бегами кочевых племён (половцев, пе- ченегов), нападавших на Русь, выжи- гавших её, как чудовищный Змей Горыныч. Кстати, с татаро-монголь- ским игом и сопротивлением ему неко- торые исследователи ассоциируют и биографию былинного Ильи Муром- ца. Это собирательный образ русского народа – 33 года сидел он на полатях, набирая мощь и силу, а потом опроки- нул ненавистное иго. – А как же быть со святым Ильёй Муром- цем, мощи которого хранятся в Киево-Пе- черской лавре? – А где же вы видите здесь противоре- чие? Христианская церковь всегда ка- нонизирует защитников своего Отече- ства, ибо свят их подвиг. – Путь русского сказочного героя лежит обязательно через преодоление, превоз- могание, казалось бы, невозможных пре- пятствий. Посмотрите, чтобы добраться до иглы, в которой заключена Кощеева смерть, голодный Иван-царевич отпуска- ет и зайца, и утку, а мог бы убить их и съесть. Правда, тогда бы и не получил за- ветной иголочки. – Потому что герой русской сказки ни- когда не подчинялся логике практиче- ской разумности, трезвого расчёта (в этом, кстати, наше отличие от западно- го человека). И ещё одна интересная деталь: и в народных, и в авторских сказках есть волшебное блюдечко с зо- лотой каёмочкой… – Его ещё шутя называют древнерусский телевизор… – Да-да. К слову, владеет этим блюдеч- ком с наливным яблочком Василиса Прекрасная. С его помощью она рас- крывает перед героем красоту и гармо- нию мира. Это тоже метафора или ал- легория человеческой души. И Васили- са Прекрасная обладает этой душой. А Иван-царевич стремится прикоснуться к этой душе, невзирая ни на какие опас- ности. И Кощея убивает, чтобы душу эту прекрасную спасти. – В сказочном, архаичном сознании на- ших предков – авторов сказаний и бы- лин – вся природа живая, и человек во- все не царствовал над ней, а был равным общество Р У С С К И Й М И Р № 50 (432), 5 – 11 декабря 2016 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz