Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)

24 общество Р У С С К И Й М И Р мы с Надеждой Николаевной беседо- вать, пересыпать мыслями-размышле- ниями да загадки волшебные, нашими предками заданные, отгадывать. – Русский человек всегда живёт в ожи- дании чуда, – убеждена Надежда Нико- лаевна. – И как бы ему тяжело ни при- ходилось, он верит: завтра обязательно будет лучше. Потребительское отноше- ние к жизни нам не свойственно. И всё это отражено в фольклоре, в том числе и в сказках. Многотысячелетняя фольклорная культура – это устная культура. И в ней отражена философия народа, этика, эстетика, психология, история и его знания о природе. На первый взгляд это искусство кажется очень незатей- ливым, даже примитивным. Но за ка- жущейся простотой скрывается такая глубина, такая мощь… Неслучайно вся русская литература, а шире – культура замешаны на фольклоре. Ибо в нём – вся правда жизни нации, государства. А государство, как говорил герой Ан- дрея Платонова, «оно ведь завсегда на народе стояло. А государство-то, оно чижёлое». Я сама из народа, из его крестьянской глуби, из бунинских мест, мама – из из- малковского Лопатино, а папа – из де- ревни Ясенок. Я видела ту самую берё- зовую рощу, которая пленила Ивана Алексеевича, и запахи родины мы с ним слышали в детстве одни и те же, и мужицкуюречь, и сказки, и песни. Одну из нихБунин приводит в рассказе «Кос- цы»: «Ты прости-прощай, любезная, неверная моя. По тебе ли сердце черней грязи сделалось? Коль не любишь, не мил – бог с тобою, Коли лучше найдёшь – позабудешь, Коли хуже найдёшь – пожалеешь». Читаю и думаю, где же я встречала этот комплекс мыслей и чувств? Вспомните знаменитые строки: «Я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам Бог любимой быть другим». То же благо- родство и великодушие, что и в народ- ной песне. Ни яда, ни клинка для «лю- безной, неверной», а свобода и счастье с другим. Как чуток был Александр Сергеевич к народному искусству, как умел он уловить в нём базисное, фунда- ментальное. – Сказки бытуют разные. И в каждой можно найти именно тебе нужные и мо- раль, и сценарий жизни, и об- разы-идеалы… – Русские сказки различают- ся по жанрам. Остановлюсь лишь на моих любимых – са- тирических и волшебных. Мы, русские, к себе беспо- щадны в плане критики не- достатков и пороков. В сати- рических сказках отрази- лось всё плохое, что есть в народном характере. Напри- мер, нежелание трудиться, а охота полениться, как у Еме- ли, устроиться в жизни, «пупа не перетерев», как, на- пример, в сказке «Хитрая наука», где старуха искала для своего сына учите- ля, который научил бы его сытно жить, не прилагая к этому усилий. Долго она искала и нашла чёрта. Народ-то знает, что обучить науке лёгкий хлеб полу- чать может только нечистый. Как акту- альна эта сказка сегодня! Как много нынче подмастерьев у чёрта, желаю- щих лёгкого хлеба. Волшебные, романтичные сказки пере- дают нежность, широту, глубину рус- ской души. Русского человека всегда томила и томит земная юдоль. Он под- чинён стихийным силам страстей, в нём отсутствует рациональное самооб- ладание и трезвый расчёт. Мы – без- бытный народ. Вот немцы, те живут по расписанию, по установленному гра- фику. А русский не может существовать в таком ритме, он взрывается, раздира- ет путы каждодневности и в мечтах устремляется на крыльях Могол-пти- цы в тридевятое царство, в тридесятое государство. Зачем? Он ищет идеально- го устройства жизни, Града Небесного. И в нём он находит Василису Прекрас- ную или Марью Моревну. Эти героини – метафора гармоничной, прекрасной души. Когда Иван-царевич встречается с этой душой, с ним уже больше ничего не случается. Но как только он наруша- ет гармонию, преступает некую черту (сжигает шкуру, ослушивается), с ним тут же начинают происходить не самые приятные приключения, приводящие героя к краю, почти к гибели. – В сказках всех народов нашей планеты отражено представление людей о миро- порядке, о зачине жизни на земле. Вот и сказку «Колобок» некоторые исследова- тели трактуют с астрономической точки зрения. А бабушки её рассказывали с на- мёком на то, что надо слушаться старших, нельзя доверять незнакомцам, что нужно быть осторожными и ни в коем случае не самонадеянными… Как вам кажется, смыслы, о которых сегодня повествуют учёные, они действительно были зало- Здесь, на Кудыкиной горе, в Липецкой области живёт сказка № 50 (432), 5 – 11 декабря 2016 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz