Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)
29 № 49 (431), 28 ноября – 4 декабря 2016 г. дарственного центра современного ис- кусства в Москве и других, коллекцио- нер, близкий друг Михаила Рогинского. «Линейка реальности» Стиль Рогинского определить не так просто. На мой взгляд, это причудли- вый симбиоз импрессионизма и экс- прессионизма, прошу прощения за та- кую спайку. Но действительно – с од- ной стороны, его работы написаны именно по «линейке реальности» – продуктовые магазины, совершенно обычные московские дома, ничем не примечательные пролетарии, трамваи, чайники, с другой – это предельно ин- дивидуальное отношение художника к тому, что он пишет, слепок, квинтэссен- ция впечатления. Рогинский трепетно и с глубоким пониманием относится к самым простым вещам, к обыденности. Именно эта его беспредельная любовь ко всему простому и естественному как раз и добавляет привычному повсе- дневному миру какой-то странноймно- гослойности, таинственности и глуби- ны. Рогинский умеет не только при- влечь, но и увлечь за собой в свой странный мир многоэтажек, дворов и серых на первый взгляд лиц. Глубочайший смысл в простом и обыденном Известно, что Рогинский очень любил поэзиюМаяковского. В каком-то смыс- ле это отразилось в ряде его работ, как говорится, «отозвалось плакатом»: ху- дожник обильно использовал надписи, цитаты, какие-то заумные фразы. И тем не менее больше всего в его работах поражает вот это почти магическое умение наполнить самое простое и обыденное глубочайшим смыслом. Михаил Рогинский мастерски умел со- вмещать, казалось бы, совершенно не- совместимое: стёб и трагизм, безумное веселье и тоску. Был ли это запах прод- мага с пустыми полками, или шум ве- черней Москвы, или мешковатое со- ветское пальто – всё получалось у него реальным и даже больше. В каком-то смысле творчество Рогинского созвуч- но творениям двух крупных писателей –Михаила Зощенко и Даниила Хармса: «маленькие» советские люди, поезда и пароходы, женщины в бигуди, трога- тельная, как бы стесняющаяся самой себя эротика, ну и, конечно, разного рода хихиканья над властью, высмеи- вание её «решений и положений» – вот что глубинно объединяло Рогинского и перечисленных выше литераторов. Сегодня уже трудно себе представить, что автор знаменитой «Красной двери» долгое время был фактически непри- знанным. По совершенно непонятным причинам его творчество поставили вне закона в стране, которуюонмаксималь- «Витрина» «Двор на улице Маркса–Энгельса» Александр ЮЛИКОВ: -С Рогинским мы близко дружили, часто общались. Он иммигрировал во Францию в 1978 году, но довольно быстро разочаровался в европейском образе мышления, часто приезжал в Москву, останавливаясь у меня в мастерской. Однажды к его приезду я закупил копчёные сосиски. Он посмотрел на них с неудовольствием и сказал: «Саша, зачем ты их купил? Это же как во Франции, пойдём лучше в простую советскую столовую!». Мы нашли – а дело было уже в начале девяностых – чудом сохранившуюся столовую советских времён: с погнутыми алюминиевыми вилками, с компотом из сухофруктов и котлетами из одного только хлеба, политого жиром… Как он был счастлив! Вот в этом весь Рогинский – самое обычное, простое и обыденное приводило его в совершенный восторг. Это и есть тайна его художественного мышления. культура В Е Р Н И С А Ж
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz