Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)

27 культура Ф И Л А Р М О Н И Я могает безболезненно входить в воды большого искусства. Услышав Баха на саксофоне, человек не отвернётся, а на- оборот, захочет послушать музыкаль- ное произведение в другом звучании, например, на скрипке или органе. Это моё глубокое убеждение. Тем более что мы– саксофонисты– находимся в очень выгодной позиции: один только инстру- мент в наших руках уже вызывает вос- хищённые взгляды. И тут остаётся толь- ко одно – хорошо играть, открывать лю- дям новые миры настоящей музыки. То есть главная задача академического ис- полнителя – популяризировать и свой инструмент, и через него – классику. – Музыкальную школу вы окончили по классу скрипки. Исходя из выше сказан- ного, мне всё-таки с трудом верится, что королеву инструментов вы сменили на юного пажа только потому, что хотели быстро понравиться публике? – В смене инструмента – только Божья воля и учительское ясновидение. Здесь срабатывает принцип: твой инструмент или не твой. Скрипка мне дала многое. Во-первых, руки скрипача ни с чьими другими не спутаешь, они у нас особен- ные. Во-вторых, близость струн к уху настраивает, воспитывает слуховой ап- парат по максимуму. Скрипачи и к инто- нации, и к чистоте звука относятся очень требовательно. А поменял я инструмент случайно, хотя мыже все знаем, что слу- чайностей в жизни не бывает. Я до сих пор благодарен директору школы при музыкальном училище в моей родной Вологде, которая, просканировав взгля- дом меня, двенадцатилетнего, сказала, что видит в моих руках саксофон. Я по- слушался, начал учиться, потом узнал, что родился почти в один день с Адоль- фом Саксом. И таких параллелей в моей жизни немало. Меня трогает такое не- равнодушие учителей, которые борются за учеников, ищут пути для их реализа- ции. Таких ясновидящих педагогов, ду- маю, немало. Поэтому российская ис- полнительская школа и развивается. – Оттого вы и сами начали преподавать? (Сергей Владимирович, помимо концерт- ной деятельности, ещё и ограняет юные таланты в Московском областном музы- кальном колледже имени Прокофьева. – Прим. авт. ) – Я всегда к этому стремился. Уменя во- обще есть потребность отдавать, и от этого очень сильно, бывает, страдаю… Ко мне что-нибудь приходит, казалось бы, сохрани, ан нет, мне нужно всем по- делиться: радостью, идеями, информа- цией, музыкой. Мне нравится общаться с людьми, заводить новые знакомства. И педагогика этому способствует. А сколько у нас талантливых детей! Это же счастье! Даже не могу сказать, что мне дороже: концертные выступления или преподавательская деятельность… Наверное, пятьдесят на пятьдесят. Ког- да я учу, учусь и сам. И это отражается на моём исполнительстве. Я обожаю да- вать мастер-классы, как случилось и у вас в Липецке, когда в режиме, что на- зывается, онлайн можно скорректиро- вать ошибки ученика, подсказать ему что-то. – Музыкальные критики утверждают, что ваш инструмент умеет разговаривать че- ловеческим голосом. О чём вы говорите со зрительным залом? И меняются ли темы для беседы в зависимости от вы- бранной программы, авторов? – Я уверен, саксофон поёт человеческим голосом. В звуке может быть и информа- ция, и эмоция, и мысль, и разные оттен- ки, и энергия. И вот этим «языком» мой инструмент и разговаривает. А я лишь стараюсь правильно доносить заложен- ный в музыке смысл, чётко транслиро- вать его в зрительный зал. Что касается композиторов, то они, конечно, вклады- вают некую идею в свои произведения. Но каждый исполнитель привносит в музыку и свою личность, и свою трак- товку композиции. Поэтому, если ты что-то хочешь сказать публике, важно как, а не что. Тем более мне кажется, что не все композиторы чётко понимали тот смысл, который закладывали в мело- дию. Ещё не известно, как писали свои гениальные произведения Моцарт, Бет- ховен, Чайковский, Рахманинов, Бах. Не провидение ли водило их рукой, не сам Господь Бог через них с нами говорит? Вот и мы, исполнители, выходя на сцену, должны присоединяться ко всем инфор- мационным каналам, ловить антеннами души посланные волны, чтобы верно во- площать заложенную идею в звуке. О себе могу сказать, что я – солист, мне есть о чём поговорить с людьми, и ин- струмент очень мне в этом помогает. А может быть… я ему. – Спасибо за интересную беседу, пусть и традиционную, вербальную. . Евгения ИОНОВА, Николай ЧЕРКАСОВ (фото) № 48 (430), 21 – 27 ноября 2016 г. Время молодых: на сцене – первый русский победитель конкурса Сакса Сергей Колесов, самый молодой коллектив областной филармонии – Государственный духовой оркестр, за пультом которого дебютант – дирижёр Никита Трубицин Слова восхищения от главного дирижёра оркестра Василия Самарина

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz