Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)
33 гид Н А Ш И Ш Е Д Е В Р Ы Вяземских», хоть уже и несколько по- вреждённая, была сохранена от унич- тожения благодаря тому, что Лебедев внёс её в реестр архитектурных памят- ников и предметов церковной стари- ны. В 20-м году он работал в Тамбове, где открыл художественный музей, с февраля 1921 года – в штате Третья- ковской галереи. По-видимому, от него или после знакомства с реестром архитектурных ценностей, разбросан- ных по провинции, в составлении ко- торого он принимал участие, искус- ствоведы Эрмитажа узнали о скуль- птуре Бернини в Коробовке. Руководство музея обратилось в Воро- нежский областной исполнительный комитет (Коробовка в 1938–1939 годах относилась к Воронежской области) и получило разрешение вывезти скульп- туру из закрытой церкви. 22 февраля 1939 года скульптурная группа была до- ставлена в Эрмитаж. В архиве музея со- хранился отчёт группы реставраторов, ездивших в Коробовку за статуей. По их заказу местные плотники из половых досок алтаря церкви сделали салазки, двухтонную скульптуру сдвинули с ме- ста, поставили на них и затащили вверх полестнице; затемупакованнуюскульп- туру вытащили из церкви и поставили на сани, которыеповёз трактор.На стан- ции Хворостянка ящик был погружен в вагон и отправлен в Эрмитаж. В силу разных обстоятельств скульп- тура так и простояла в музее в ящике долгие годы. Ввод нового фондохра- нилища вызвал повторный интерес к коробовской «Pieta», её перевезли в «Старую деревню», очистили в 2003– 2004 годах от наслоений времени, многочисленных загрязнений, она вновь засияла белизной. Научные со- трудники Эрмитажа любезно предста- вили несколько рабочих фотографий, показывающих моменты реставрации и перемещения скульптуры. Скульп- турная группа по-прежнему стоит на салазках, сбитых коробовскими плот- никами из полового бруса алтаря, сей- час доски задрапированы материей. Благодаря коробовской фотографии скульптуры удалось идентифициро- вать и лицевую мраморную часть ко- робовского пьедестала, которая тоже была вывезена из церкви в Эрмитаж и хранилась отдельно. Искусствоведы Эрмитажа перевели итальянское название скульптуры «Pieta» как «Оплакивание». Существо- вавшее ранее – «Плач Богородицы» – всё-таки больше подходит иконам. Но более важное их открытие связано с установлением авторства оригинала. Не Бернини, а флорентийский скульп- тор позднего барокко Антонио Монта- ути (1685–1740)! Коробовское «Оплакивание» является слегка изменённым (отсутствует задняя кирпичная стена) воспроизве- дением «Pieta» работы Монтаути, ко- торое находится в капелле семейства Корсини в римском соборе Сан Джо- ванни ин Латерано. Мраморная ком- позиция была заказана папой Климен- томXII (из рода Корсини) и выполнена в 1733–1736 годах. Действительные данные и данные доче- ри Леонида Дмитриевича Вяземского о месторасположении оригинала скульп- туры расходятся, но созвучны: «капелла Корсини в римском соборе СанДжован- ни ин Латерано» и «часовня Орсини в римском лютеранском соборе». Если это различие можно объяснить аберра- цией памяти и поздним изданием руко- писи мемуаров, то ошибка в авторстве –Монтаути, а не Бернини –ждёт объяс- нения. Исследователи из Эрмитажа на- деются найти его в документах итальян- ской таможни, которая в обязательном порядке оформляла разрешение на вы- воз ценных произведений искусства. К большому сожалению, у скульптур- ной группы «Оплакивание» есть по- вреждения, полученные ещё в коробов- ской церкви. Утрачены кисть левой руки Богоматери и все пальцы на руках и ногах Христа. У одного из грязинских собирателей старины удалось увидеть мраморный палец, который – по рас- сказам – принадлежал этой скульптуре. Искусствоведы Эрмитажа утверждают, что князь Вяземский, привёзший скульптурную группу, был человеком с очень хорошим вкусом, произведение он купил замечательное. В епархиаль- ном описании коробовского храма на- чала ХХ века также упомянута «пре- красная копия с картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». В запасниках Эрмитажа есть несколько «двойников» этой картины. Есть ли среди них копия, привезённая князем? Хранители музея обещали выяснить. . Олег ДЯЧКИН, преподаватель ЛГТУ «Оплакивание» после реставрации К большому сожалению, у скульптурной группы «Оплакивание» есть повреждения, полученные ещё в коробовской церкви. Утрачены кисть левой руки Богоматери и все пальцы на руках и ногах Христа. У одного из грязинских собирателей старины удалось увидеть мраморный палец, который – по рассказам – принадлежал этой скульптуре № 47 (429), 14 – 20 ноября 2016 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz