Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2016 г. (г. Липецк)

31 культура В Ы С ТА В К А - К О Н К У Р С Имена и номинации В этом году оценивать участников кон- курса приехал Сергей Глебушкин – из- вестный российский собиратель и про- пагандист народного костюма, облада- тель самой обширной коллекции рус- ского наряда (по разным данным, в его собрании от 150 до 300 комплектов кре- стьянского праздничного, бытового, а также сценического костюма). Сергей Анатольевич уже многие годы живёт и работает в столице, преподаёт в Мо- сковском государственном университе- те культуры. Он обладатель множества премий и наград. А родился коллекцио- нер на Рязанщине, в славном села Выша. Многим россиянам оно известно как место духовного стояния батюшкиФео- фана Затворника. – Вот и моя бабушка Анна была бого- мольной, пела мне песенки, как народ- ные, так и церковные, стишки духовные читала, сказки сказывала – откуда и по- шла моя любовь к традиционной куль- туре, корневому устройству жизни, – де- лится Сергей Анатольевич. – К сожале- нию, в России институт бабушек исчеза- ет. Они сейчас все цивилизовались, окультурились, внуки их теперь только по именам и называют. Безобразие. От- куда же ребёнку черпать настоящее, подлинное, русское? Теперь вместо ба- бушки – Интернет. А хорошему ли он научит? – А что вас сподвигло начать собирать традиционную русскую сряду? – Бабушкина панёва. Вернее, моё дет- ское воспоминание о том, как бабушка свою драгоценную и многосложную одежду просушивала весной, как она бережно к ней относилась. С трёх лет это запечатлелось в памяти, как на фо- тографии, и ждало своего часа. Когда я начал петь в фольклорном ансамбле «Россияночка», понял: если я эту стари- ну не сохраню, то она вскорости исчез- нет. В нашей семье по обычаю костюм передавался по женской линии, я выку- пил его у двоюродной сестры, отрестав- рировал. Затем отправился к двоюрод- ной бабушке Сане, которая жила в селе на границе с Мордовией. Вот с этого всё и началось. – В последнее время вы переключились на сценический костюм. Почему? – Пока я собираю исключительно ко- стюмы государственных народных хо- ров России, а их – одиннадцать. Мне ка- жется, мы должны знать и эту сторону истории российской культуры. Пред- ставьте, некоторые хоры, такие как Ку- банский, родились два века назад, а хор Пятницкого – более ста лет назад. Это наши жемчужины. Мне хочется быть полезным руководителям фольклорных коллективов, ведь на сцену в этногра- фии не выйдешь, а вот сделать правиль- ную реплику можно только обладая определёнными знаниями. – Вы о музее не задумывались? – Пока это моя неосуществимая мечта! Свою коллекцию я показал уже во мно- гих уголках России, её видели в США, во Франции, Италии, Чехии, Китае, даже в Саудовской Аравии. У меня случается по восемнадцать выставок в год, посто- янная действующая экспозиция есть в Российском этнографическом музее, в питерском Русском музее. В Рязанской филармонии открывают музей рязан- ского народного хора, одну из комнат которого отдают под мою коллекцию. С июня на Роза Хуторе в Сочи в культур- ном центре «Моя Россия» проходит моя выставка. А недавно мне предложили создать там галерею собранных мною костюмов. Елена Дмитриевна Зинина из Центра романовской игрушки взяла Гран-при в номинации «Сценический народный костюм» за коллекцию «Яблочный спас». – В конце августа на Спас наши предки доставалииз сундуков самые лучшие на- ряды и шли в церковь – святить яблоки, – рассказала мастерица. – Тот вариант костюма, который мы представили на конкурс, называется «городская пароч- ка», он был популярен в селе Троицкое Липецкого района в конце позапрошло- го – начале прошлого века. Сельчане не желали одеваться «по-деревенски», а хотели «как в городе ходить». Елена Лоскутова из Тамбова впервые участвовала в липецкой выставке-кон- курсе. Пока никакой награды не взяла, зато получила массу положительных эмоций. У мастерицы говорящая фами- лия. Оказалось, что Елена Владимиров- на до последнего времени была практи- кующим зубным врачом. Пять лет назад попала на мастер-класс по изготовле- нию вепсской куколки и пропала. – А вернее – себя нашла, – смеётся руко- дельница. – Я стала много читать о тра- диционных промыслах моего края, учи- лась на семинаре в Камышине. Из сто- матологии ушла, теперь – мастерю ку- кол и одежду. Так что стоило прожить почти пятьдесят лет, родить и воспитать троих прекрасных сыновей, чтобы вот таким чудным образом найти свою до- рогу. Я мужу так и сказала, что счастли- ва: у меня есть всё – и семья, и дети, и ув- лечение всей жизни! Предпочтение от- даю куклам, потому что они играют огромнуюроль в воспитании детей, осо- бенно девочек. В своей работе с куклами я использую только старые ткани. № 44 (426), 24 – 30 октября 2016 г. Сергей Глебушкин и в Липецк привёз небольшую частичку своей легендарной коллекции Обладательница Гран-при конкурса Елена Зинина грамотно презентовала «Яблочный спас»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz